Соостер Юло Ильмар

Эстонский художник-график. Яркий представитель «неофициального» искусства, советского андеграунда.
Родился в 1924 г. на хуторе Пенди в деревне Юхтри в волости Кейна уезда Ляэнемаа в Эстонии в семье хуторянина.
В 1945 г. поступил и в 1948 г. окончил Тартуский художественный институт.
28.12.1948 г. вместе с группой однокурсников был арестован в Таллине. Якобы за попытку захвата самолета (на самом деле студенты обсуждали предстоящую поощрительную экскурсию во Францию). Был осужден по 58 (антисоветской) статье на 10 лет заключения. Отбывал срок наказания в Долинке под Карагандой (Карлаг), не прекращая рисовать и в лагере (эти рисунки – в основном портреты соседей по нарам).
Работал пожарником, столяром, потом художником. Портреты зэков делал тайком. При обысках их нередко находили и швыряли в печку. Иногда рисунки, хоть и обгоревшие, удавалось спасти. Во время одной из таких попыток художником сапогом выбили передние зубы.
В лагере художник выучил русский язык, а также познакомился со своей будущей спутницей жизни, красавицей – еврейкой Лидией Серх, репрессированной за «шпионаж в пользу Соединенных Штатов». Поженились Соостер и Лидия в 1956 г, вскоре после того, как были амнистированы.
Лагерь для Соостера, по его словам , стал вторым образованием , мрачным , но полезным. Поменялся стиль живописи , стал жестким, вместе с отношением к жизни.
С 1957 г жил в Москве, зарабатывал на жизнь, сотрудничая с издательством «Знание» и журналом «Знание-сила».
Его ближайшее окружение составили классики нонконформизма: Оскар Рабин, Эрик Булатов, Владимир Янкилевский, Виктор Пивоваров, Эрнст Неизвестный, Эдуард Штейнберг, Иван Чуйков. Выставочную деятельность начал в 1959 г. Был участником скандально известной выставки, посвященной 30-летию МОСХа, в Манеже в 1962 г., когда Н.С. Хрущев с бранью накинулся на участников авангардистской выставки, организованной Э.М. Белютиным. После этого случая, Ю. Соостер потерял работу, некоторое время делая иллюстрации под псевдонимом «Ю. Смородин».
К середине 60-х годов Юло Соостер стал одним из лидеров тогдашнего «подпольно-независимого» искусства Москвы. С 1965 г начал показывать свои вещи и за рубежом (Польша, Италия, ФРГ и в других странах).
Ю. Соостер умер в 1970 году, в собственной мастерской. Причина смерти доподлино неизвестна.

События с участием персоны

Работы

«Клумба», 1965
бумага, тушь 19×26 см.
«Можжевельник», 1963
бумага, смешанная техника 19×26 см.
«Болид», 1961
бумага, тушь 19×26 см.
«Посвящение Пикассо», 1958
бумага, тушь 26×19 см.
«Ню», 1950-1960
бумага, тушь 26×19 см.
«Камыш», 1959
бумага, смешанная техника 18×12 см.
«Пчёлы», 1961
бумага, тушь 26×19 см.
«Физкультура», 1961
бумага, тушь 27×20 см.
«Ню», 1957
бумага, акварель 19×26 см.
«Он и Она», 1961
бумага, тушь 19×26 см.
«Спящая на боку», 1968
бумага, тушь 19×26 см.
«Букет», 1961
бумага, смешанная техника 19×26 см.
«Морс», 1961
бумага, смешанная техника 26×19 см.
«Печаль», 1958
бумага, тушь 18×13 см.
«Поцелуй», 1958
бумага, тушь 18×13 см.
«Кудри», 1958
бумага, тушь 18×12 см.
«Композиция», 1958
бумага, тушь 13×18 см.
«Лида», 1958
бумага, тушь 26×19 см.
«Композиция», 1961
бумага, тушь 26×19 см.
«Композиция», 1962
бумага, тушь 13×19 см.
«Травы», 1962
бумага, тушь 19×27 см.
«Камни», 1962
бумага, чернила 19×27 см.
«Зима в лесу», 1961
бумага, смешанная техника 19×27 см.
«Дюны», 1961
бумага, тушь 15×21 см.
«Натюрморт», 1958
бумага, уголь 20×27 см.
«Ветка можжевельника», 1962
бумага, тушь 20×27 см.
«Юность», 1958
бумага, тушь 26×19 см.
«Эрос», 1961
бумага, тушь 20×28 см.
«Композиция», 1959
бумага, тушь 19×26 см.
«Пион», 1966
бумага, тушь 26×19 см.
«Шум листвы», 1962
бумага, тушь 19×26 см.
«Можжевельник», 1960
бумага, тушь 19×28 см.
«Посвящение Миро», 1959
бумага, смешанная техника 12×18 см.
«Поляна», 1959
бумага, тушь 13×18 см.
«Можжевельники», 1962
картон, масло 55×40 см.