Фонвизин Артур Владимирович

Родился 30 декабря 1882 года (11 января 1883 года) в Риге, в семье лесничего немецкого происхождения.
По окончании пятого класса гимназии, в 1901 году поступил на учебу в Московское Училище живописи, ваяния и зодчества. В училище познакомился с Михаилом Ларионовым, лидером группы молодёжи, готовой «ниспровергать старое искусство». После того, как группа устроила выставку, не разрешённую начальством училища, был исключён из училища вместе с Михаилом Ларионовым и Сергеем Судейкиным.
В 1904 году переехал в Мюнхен, где продолжил обучение в мастерской Геймана и Гарднера.
В 1906 году вернулся в Россию, первое время жил в деревне у родителей.
С 1907 года в составе ларионовской группы и до войны был заметным участником выставок «Голубая роза» (1907), «Стефанос» (1909), «Союз молодежи», первой выставки «Бубнового валета» (декабрь 1910 г.), выставок «Мишень» и «Ослиный хвост» (1910–12 гг.).
После начала первой мировой войны переехал в Тамбовскую губернию, много писал с натуры, преподавал живопись. В 1918 году заведовал студией изобразительного искусства Пролеткульта в Тамбове. В 1922 году стал членом творческой организации «Маковец», участвовал в её выставках. В 1923 году преподавал в нижегородском художественном техникуме. В 1926–27 годах вернулся в Тамбовскую студию изобразительного искусства. В 1927 году вернулся в Москву. В 1928 году вступил в Общество московских художников и Ассоциацию художников революционной России. В это же время перешёл к технике акварели, ставшей его призванием на всю жизнь.
Первая персональная выставка состоялась в ГМИИ им. Пушкина в 1936 году.
В 1937 году, во время кампании по борьбе с формализмом в искусстве, был причислен прессой к главарям «шайки формалистов» («три Ф»: Фальк, Фаворский, Фонвизин).
В 1943 году из-за немецкого происхождения был выслан в Казахстан. Там были начаты циклы «Караганда» и «Извозчики».
С 1958 года по 1960 год художник проживал в деревне Пирогово, писал пейзажи.
Преподавал в МАРХИ.
В 1970 году получил звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.
Умер 19 августа 1973 года в Москве.

Картины и акварельные портреты актёров и художников, пейзажи и натюрморты Фонвизина хранятся в Третьяковской галерее, Музее изобразительных искусств имени Пушкина и Русском музее.

Работы

«1001 ночь. Превращение», 1935
бумага, акварель 43.5×46 см.
«Наездница», 1954
бумага, акварель 44×26.5 см.
«Наездница», вторая половина 1950-х
бумага, акварель 37×29.5 см.
«Свидание (оборот «Наездницы»)», конец 1950-х
бумага, акварель 32×20.5 см.
«Наездница с шпрехшталмейстером», 1948
бумага, акварель 33×44 см.
«Наездница на зелёном седле», 1950-е
бумага, акварель 33×24 см.
«Наездница», конец 1950-х
бумага, акварель 32×20.5 см.
«Наездница с гитарой», 1950-е
копировальная бумага, акварель 35×33 см.
«Любовь», 1940-е
бумага, акварель 25×23 см.
«Свидание», первая половина 1950-х
бумага, акварель 19×19 см.
«Женщина с попугаем», 1935
бумага, акварель 44×32 см.
«Портрет Обуховой, спектакль «Расторгуева улица»», 1934
бумага, акварель 44×33 см.
«Портрет Серафимовича», 1920-е
бумага, смешанная техника 48.7×38.9 см.
«Портрет В. Яснопольской», 1950-е
бумага, акварель 45×24 см.
«Тройка», 1952
бумага, акварель 24×33 см.
«Леда и лебедь», 1950-е
бумага, акварель 17×21 см.
«Девушка с собакой», 1941
бумага, акварель 33×25.5 см.
«Цветы в круглой вазе», 1935
бумага, акварель 63×40 см.
«Анютины глазки», конец 1950-х
бумага, акварель 41.5×26.5 см.
«Колокольчики (оборот «Анютиных глазок»)», конец 1950-х
бумага, акварель 41.5×26.5 см.
«Нарциссы», 1950-е
бумага, акварель 43×41 см.
«Натюрморт с цветами», вторая половина 1950-х
бумага, акварель 51.8×41 см.