В городском саду. Групповая выставка

16 мая 2019 г.
19:00

В городском саду играет духовой оркестр,
На скамейке, где сидишь ты, нет свободных мест.
Оттого, что пахнет липа иль роса блестит,
От тебя, такой красивой, глаз не отвести.
А. Фатьянов, М. Блантер. 1947 год

Как причудливо сплетается нить истории...
Советская песня «В городском саду» по форме оказывается классическим городским романсом и поётся в нем совершенно о том же, о чем пелось в романсе до революции. Да и сами городские сады и парки, созданные попечением земства и городских властей, очень долго держали свою первоначальную «дореволюционную» форму: аллеи, пруды, беседки, и непременное место для музыки и танцев...
А позже, когда в тридцатые, в парковую тему стала вливаться новая эстетика, а взятие высоты стало символом нового времени, сверхсовременные парашютные вышки и вышки для прыжков в воду, ещё долго мирно соседствовали со старорежимными вазонами и перголами — неотъемлемыми украшениями парков дореволюционной России.
Парки и городские сады были устроены во всех городах страны — это было совершенно необходимой частью городского обихода как до 1917 года, так и после, и никакие катаклизмы, вплоть до войны, не могли поколебать любовь горожан к этим порталам свободы.
Как привычно мы измеряем свой ХХ век — до революции и после, до войны и после… Какие уж тут, казалось бы, парки с духовыми оркестрами! Но нет, как раз тогда-то и нужны были и девушки с веслом и духовые оркестры, а в спокойные 70-80-е они подрастеряли свою актуальность. Возможно, это произошло оттого, что многие уже были к тому времени владельцами вожделенных 6 соток, а те, кому они не достались, увлекались романтикой походов. И в том, и в другом виде отдыха тоже была свобода, которая властно стучалась в жизнь.
Апофеозом середины 50-х становится ВДНХ — этот образ земного рая, который обязательно будет в 1980 году, объявленному годом построения коммунизма, а апофеозом 60-70-х стало обладание собственной дачей и куском земли, на котором истосковавшийся по нормальным продуктам горожанин начал усиленно выращивать и консервировать все, что росло. Это были два разнонаправленных движения, и они подорвали интерес к парку и формам отдыха, продержавшийся почти сто лет.
Но парки в основе своего устройства оказались гораздо крепче, чем это виделось в конце прошлого столетия, и сейчас переживают возрождение, став необходимым местом досуга, для отравленного индивидуализмом одинокого горожанина XXI века.

Елена Сергеева