«Диалог». Выставка работ Ольги Яковлевой и Гургена Петросяна

19 июля 2012 г.
19:00

Диалог – одна из древнейших форм литературы, достигших своего расцвета в IV веке до н. э. Диалог – наиболее удобное средство донесения информации. Не случайно в основу христианского катехизиса легла наглядная для восприятия схема “вопрос-ответ”.

Взаимопроникновение двух начал – мужского и женского, духа и материи – по смыслу, согласно закону развития мироздания, предполагает рождение нового, доселе небывалого качества отношений.

Он одухотворяет материю, она материализует формы с помощью инструментов живописи. Их союз не случаен, ибо служит одной цели – поиску смысла; и каждый движется к ней, используя свои уникальные средства и душевные качества.

Объединённые традициями Строгановской школы, позволяющей им воспринимать реальность через понимание формы, взаимодействия объёмов, оба мастера тем не менее успели сформировать своё собственное видение, вкус, почерк, индивидуальность.

Назначение скульптуры – существовать в среде, сделаться её неотъемлемой частью. Гурген Петросян в решении этой задачи отдаёт предпочтение форме. Именно форма в его произведениях задает тон содержанию. Оно – содержание – даже может уйти на второй план. Гурген считает себя скульптором-формалистом. Однако это не имеет ничего общего ни с формальностью в привычном понимании этого слова, ни с академичностью формы. Напротив, в угоду художественному замыслу он может предпочесть искажение пропорций, анатомической достоверности. Крупные своеобразные формы его персонажей могут располагаться на несоизмеримо тонких ногах, расположенных, как правило, в одном направлении. Возникающее при этом свободное пространство позволяет извлечь из пустоты окружающего мира невероятные по силе энергию, динамику и темперамент. Подобные пластические приемы, не решающие, по сути, сложных смысловых задач, использованные автором, являются его характерной особенностью, исключительным почерком. Надо полагать, что отдаваясь своему внутреннему, чистому, ещё не осознанному чувству и полностью доверяясь ему, он переносит тайные, душевные, ещё не расшифрованные ощущения в материальную среду, заставляя зрителя сопереживать его обострённым, тонким чувствам. Намеренно утончая соприкосновение своих персонажей с поверхностью земли, он заставляет зрителя почувствовать зыбкость, хрупкость и неуловимость жесткого современного, стремительно меняющегося мира. Скульптор Гурген Петросян, являясь разносторонним мастером, работает в основном в трёх направлениях: монументально-декоративная скульптура, станковая скульптура и малая пластика. Однако художник предпочтение отдаёт станковым работам, потому как на этой стезе он чувствует себя более свободным и творчески независимым, ибо не связан искусственными проблемами среды, как в случае с монументальной скульптурой, которая подчинена определённым условностям материального мира.

В отличие от своего визави, живописец Ольга Яковлева для воплощения своих художественных идей прибегает к иным средствам трансляции своего внутреннего “Я”. В её работах очень тонко прослеживаются осмысленно пропущенные через понимание сердца традиции Строгановской школы монументальной живописи. В каждом её произведении простые житейские сцены превращаются в настоящую драму со сквозным действием и сверхзадачей. При этом автор сознательно отказывается от линейной литературной повествовательности, выхватывая из контекста момент наивысшего переживания героев. Соединяя свойства глубокой, ранимой души и неудержимого, взрывного темперамента, Ольга, искусно играя перспективой, ракурсами, посредством цвета и графических приёмов добивается законченности и сложности композиции. Отдавая дань присущей живописи Возрождения монументальности и многоплановости, автор выстраивает свои работы как архитектурные произведения. Однако архитектоника в них латентна и носит по большей части условный, нюансный характер. Персонажи часто изображаются гротескно, пропорции сознательно искажены, но в них непременно присутствует характер и настроение жизни. Ольга Яковлева – универсальный мастер с широким диапазоном художественных возможностей. Помимо декоративной живописи, сферу её интересов занимает сюрреализм, примитивное и метафизическое искусство, позволяющие художнику продемонстрировать возможности неудержимо вырывающегося наружу дара в виде протуберанцев, повествуя зрителям о мощном потенциале её внутреннего мира, стремящегося воплотиться в ее новых откровениях.

Сергей Мазур