Выставка графических листов Юрия Пименова

18 октября 2012 г.
19:00

Резкими и яркими красками ловя каждую секунду бегущей советской жизни, перейти на неровный язык немецкого экспрессионизма, а затем обратиться к лирическому и нарядному искусству импрессионизма. Сквозь такие тернии пролегал путь к звёздным вершинам советского живописца и графика Юрия Пименова. Получив гораздо больше наград за свои ранние работы, он всё же остался верен своему чутью. По этой причине его позднее творчество в большей мере посвящено преследованию прекрасного мгновенья, гонку же за убегающим вперёд временем художник оставил в прошлом.


___________________________________________________________

Прошли годы и десятилетия, сменилось жизнеустройство страны, а творчество Юрия Ивановича Пименова не только не теряет своей привлекательности, но и приобретает все более мощное звучание. Никто его «специально», как это сейчас принято, не раскручивает и не рекламирует – оно самостоятельно продвигает себя. Стоимость работ Ю.И. Пименова в мире растет, наиболее наглядны показатели аукционов. На сцене художественного рынка появилось множество подделок.

Что же сегодня так привлекает людей в произведениях Ю.И. Пименова? Почему оно так актуально? Секрет растущего интереса к творчеству художника заключен не только в мастерстве и своеобразии пластического языка, хотя без них такого успеха быть не могло. Богатые и бедные, старшее поколение и молодежь, ученые, служащие, деятели культуры, люди самых разных профессий, – все являют собой аудиторию Ю.И. Пименова, потому что творчество его истинно демократично. В наше нестабильное время оно излучает доброту, любовь и заряд положительной энергии. Не браваду, а веру в возможности человека достойно преодолевать трудности, с искренним оптимизмом и надеждой видел художник настоящее и будущее соотечественников: и простых тружеников и выдающихся людей. Произведения Ю.И. Пименова наполнены душевной чистотой и доброжелательным вниманием к людям, в жизни встречающиеся теперь нечасто и вызывающие у многих ностальгию.

Графика стала одним из определяющих видов изобразительного искусства для Ю.И. Пименова. Продумывал ли он композицию новой картины, создавал ли художественный образ спектакля, кино- или телефильма, работал ли над скульптурой – начинал он всегда с наброска. Блокноты, карандаши, ручки, позднее и фломастеры всю жизнь были у него под рукой: и когда он путешествовал по далеким странам или проезжал по Москве в наземном транспорте, изучал ли жизнь новых районов, участвовал в заседании президиума Академии художеств или просто шел по лесу. Беглые наброски, остро схваченные внимательным и влюбленным в жизнь человеком, часто оказывались основой законченных графических листов, и переходили на живописные полотна. Графику Ю.И. Пименова отличает цветовая гармония. Даже монохромные его рисунки имеют колорит, художник мастерски использует фактурно-живописные особенности угля, туши, акварели или графитного карандаша.
Простота сюжетов рисунков – только кажущаяся. За их обычностью, как правило, обнаруживается что-то особенное, что взволновало художника, что открыло для него новые приметы времени, новые проявления жизни природы и окружающей человека среды, новые лирические мотивы. Произведения Ю.И. Пименова свидетельствуют о времени их создания, его творчество – своеобразная летопись эпохи. Независимо от того, включено изображение людей в композицию («Наташа рисует», «Девочка и мостик», «Муза новостроек») или нет («Мокрый лес», «Полевые цветы», «Шляпы», «Зонтики»), присутствие человека в работах Пименова всегда ощущается.

Преподавательская, общественная, писательская деятельность – все удавалось Пименову, но главным и любимейшим занятием для него на протяжении всей жизни оставалось художественное творчество. На вопросы о причине его ежедневно раннего начала работы Юрий Иванович отвечал: «Известно, что Муза посещает художника не каждый день, но важно, чтобы художник в этот момент был за мольбертом или хотя бы с карандашом в руках».

Л. Лаптева

Обложка: