«Воспоминания о книге». Выставка работ Рудольфа Хачатряна

1 ноября 2012 г.
19:00

Можно верить в судьбу и высшие силы, которые этой судьбой управляют, а можно и не верить – на эти самые силы наша вера практически не влияет.

Это было примерно в 1983 году. Мы с женой не были тогда никакими коллекционерами. Нина работала врачом в городской больнице, а я – научным сотрудником в железнодорожном НИИ. Зарплаты, понятное дело, были небольшими, и я подрабатывал спекуляцией книгами. Именно подрабатывал, потому что целью были не столько деньги, сколько собирание библиотеки. Книжки попадались разные, в том числе и альбомы. А нужно сказать, что интерес наш к изобразительному искусству в то время ограничивался редким хождением в музеи, ещё более редким хождением на выставки и довольно регулярным посещением вернисажа сначала в Измайловском парке, потом в Битце, потом опять в Измайлово. Вот на этом фоне я и купил однажды в Доме Книги альбом: «Рудольф Хачатрян, рисунки». Он был просто, но довольно элегантно оформлен, и я (чего греха таить?) собирался его выгодно перепродать. Но по дороге домой в метро решил заглянуть внутрь. Заглянул и пропал. Более того, дома показал альбом жене, и она заболела вместе со мной. С этого момента, я думаю, мы и стали коллекционерами, пусть и не купив ещё ни одной работы. Появился критерий качества, уровень на который можно было ориентироваться, с которым можно было сравнивать. Мы стали обращать внимание, например, на иллюстрации в журнале «Юность», который тогда читали, и открыли для себя Стасиса Красаускаса. Потом кто-то принес «Химию и жизнь» – и мы увидели удивительные картинки Гарифа Басырова. Собственно, трёх этих художников так никто и не подвинул в нашем, как сейчас принято говорить, рейтинге. Но первой, извините за пафос, любовью, главным нашим героем был и остаётся Рудольф Хачатрян. Мы знали его альбом наизусть. У каждого из нас был свой список предпочтений. Мне больше нравились такие работы, как «Натюрморт с кухонной утварью», а Нине – «Пилигрим» (хотя по житейской логике должно быть наоборот :-)). И мы наперебой, иногда до ссор, доказывали друг другу, чей выбор правильней и почему. В течение многих лет этот альбом путешествовал с нами с квартиры на квартиру и даже выезжал заграницу: побывал в Израиле и Германии, а потом вместе с нами вернулся в Москву. Потом (мы уже были довольно опытными коллекционерами) нас познакомили с одной из героинь рисунков Хачатряна – известным петербургским скульптором. И она сказала, как о само собой разумеющемся, что обязательно познакомит нас с Рудиком, как она его запросто называла, когда приедет в Москву. Честно говоря, мы этого очень ждали, но и боялись. Мало ли: кто он и кто мы? Но, по независящим от людей причинам, наше знакомство, к сожалению, не состоялось. Художника не стало. Прошло ещё какое-то время, и мы в развитие темы коллекционирования открыли Клуб, в котором, помимо всего прочего, делаем выставки своих любимых художников. И в какой-то момент, один из наших друзей-художников, который знал от нас эту историю о судьбоносной роли альбома Хачатряна в нашей жизни, спросил, почему мы не делаем выставку Хачатряна. Ведь есть же семья, есть работы. Почему эта идея не пришла в голову нам самим, я не знаю. Скорее всего, от чрезвычайного почтения, с которым мы относились всегда к этому художнику. Его необычайное мастерство вознесло его в наших глазах на такую высоту, куда и не приходит в голову тянуться смертному. Тем не менее нас в свой черёд познакомили с замечательным хранителем наследия своего отца – Всеволодом Рудольфовичем Хачатряном, благодаря доверию которого и состоялась сегодняшняя выставка.

Эта выставка очень дорога и важна для нас. Потому что позволяет нам не просто сделать очередную, пусть и очень хорошую, экспозицию. Но показать нашим дорогим гостям и друзьям живые работы замечательного художника, бок о бок с которыми мы прожили большую часть своей жизни. Она замыкает в нашем сознании некий виток спирали (или как там ещё происходит развитие?). И это не подведение итогов, а первый шаг по новой для нас, неизвестной ещё дороге. Куда она выведет? Этого мы не знаем. Но надеемся, что будет интересно! И за это тоже отдельное спасибо художнику Рудольфу Хачатряну!


Нина и Вадим Гинзбург
01.11.2012

Обложка:

Видео

Ролик был подготовлен по фильму «Бесконечность многомерных объектов Рудольфа Хачатряна» (Московский музей современного искусства, Москва, ноябрь 2004 г.) к персональной выставке в Открытом клубе.
Открыте выставки. (Вадим Гинзбург, Всеволод Хачатрян, Андрей Волков и другие)