Программа лекций по истории искусства Веры Калмыковой «Тело, образ, знак» (история искусства задаёт вопросы)

27 сентября 2012 г.
20:00
Стоимость — 1000 р.

  1. Знак без значения

    Происхождение искусства. Происхождение языка: «музыкальная» теория. Синкретизм. Первобытное искусство: на наскальной живописи к скульптуре Киклад. Попытка реконструкции значений. Искусство ли это?

  2. Формулы культур древности (Междуречье — Египет — Ассирия — Вавилон) и образ человека

    И снова: искусство ли это? Кому предназначалось искусство Египта: мёртвых или живым? Почему в Древнем Египте не было демонов? Погребальные обряды в Междуречье: не выходя из дому. Уши Гудеа: «Я весь превратился в слух». Души и духи в Вавилоне. Как Гильгамеш добрался до Ноя.

  3. Улыбка архаики. Ясный лик полиса. Нервы эллинизма

    «Античность» — понятие широкое и многообразное. Античность неоднородна, многозначна, неожиданна. Главное, что объединяет столь разные периоды — культ прекрасного человеческого тела и принцип калокагатии

  4. Искусство I тысячелетия: закат Рима и Тёмные века. Становление христианского искусства

    Первые века христианства. Катакомбы. Восточная и Западная церковь: два типа образного мышления —окно и объём. Паломничество и созерцание. Храм, мир, тело.

  5. Религиозное искусство X–XIV вв.

    Становление индивидуального сознания. Два пути развития искусства: условность и реализм. Два типа образного мышления: романика и готика.

  6. Homo dignus (Человек достойный)

    Искусство Нидерландов (XV в.) и Голландии (XVI в.): преемственность или разрыв? От лица к предметному миру через «мой мир» и символ. Портрет, натюрморт.

  7. Homo bellus (Человек прекрасный)

    Искусство Италии XIV–XVI вв.: от плоскости к перспективе. Альберти. Флоренция. Как и почему Италия колонизировала Европу.

  8. Портрет: разговор или провал коммуникации?

    Судьбы портретного жанра. История зеркала. Остаться в вечности, чтобы улизнуть от мира. Модель — заказчик — зритель.

  9. ПроклЯтый Салон

    XIX век: ориентализм и салонное искусство. Назарейцы и прерафаэлиты: бунт против «искусства для всех».

  10. Хищный, всепоглощающий, жадный: модерн (ар-нуво, югендштиль)

    Линия, образ, знак. Дизайн. Массовая элитарность