Выставка работ Бэлы Оссовской «Все оттенки красоты»

30 мая — 11 июня 2013 г.
19:00

Цветы и море

Время идет, и картина мира постоянно меняется, хотя порой мы этого и не замечаем. Новое приходит и теснит старое за кулисы небытия, в архивы истории. На наших глазах уходит из жизни целое поколение художников, тех, что родились до Великой Отечественной войны, а работали во второй половине прошедшего века. Этим людям, рожденным и воспитанным при сталинском режиме, было чрезвычайно сложно найти свою нишу в искусстве, остаться честными и сохранить свою индивидуальность, как в советские времена, так и после развала Союза.
Я не говорю сейчас о художниках – нонконформистах, или же активных диссидентах. Их имена и так хорошо известны благодаря их яркому поведению не только в искусстве, но и в общественной жизни художественного сообщества. Весьма интересным и, пока что, мало изученным остается круг тех самобытных, талантливых художников, кто не был активным диссидентом, не шел против системы. Тех, кто тихо творил в своей мастерской, день за днем, год за годом находясь в плену своих индивидуальных исканий и фантазий. Эти люди зачастую не искали ни коммерческого успеха, ни славы. Более того, они избегали всякой публичности. Ведь далеко не всем художникам свойственно честолюбие…

Бэла Оссовская родилась в 1938г. Интерес к рисованию проявился у нее с детских лет, хотя в семье никто из родственников не имел отношения к искусству. Она окончила Художественно-прикладной факультет Московского текстильного института. После окончания института Оссовская жила в Москве и работала в художественно-конструкторском бюро (первом дизайнерском бюро Советского Союза). И всю жизнь рисовала. Работы Бэлы Оссовской крайне редко появлялись на выставках, кроме пары публикаций в “Огоньке” и “Молодой Гвардии” о ней больше никто ничего не написал. Известность ее не интересовала. Она умерла несколько лет назад ,оставив после себя объемные папки с графикой, а также несколько сотен холстов .
В работах Оссовской преобладают два главных мотива: море и цветы. Букеты, созданные в технике акварели или же написанные маслом на небольшого размера холстах составляют едва ли не большую половину всех созданных художницей произведений. Что это, желание уйти от советской реальности, от ее недалекой эстетики? Какими только символическими значениями не обладало изображение цветка в мировой культуре... Красота, весна, юность, невинность, чистота; и, в то же время, неотвратимость увядания, скоротечность молодости и, наконец, самой жизни. Букеты Белы Оссовской - тонкие и воздушные напоминают нам о хрупкости мира, о бурном цветении жизни, о скоротечности этого цветения.

В 1977г. Бэла Оссовская вступила в Московский союз художников. Для членов МОСХа в то время полагался отпуск 60 дней, который они могли потратить на творческие поездки. Страсть к путешествиям родилась у Оссовской еще в студенческие годы, когда они ездили на художественную практику по самым отдаленным деревням Вологодской области. С тех пор, каждый свой отпуск она проводила в каком-нибудь новом месте: взяв с собой этюдник, отправлялась на Дальний Восток, Камчатку, Байкал, Енисей, на Охотское или на Азовское море, в русские северные деревни или же в Болгарию. Из всех этих путешествий художница привозила целые кипы этюдов.
Казалось, большая вода притягивала, манила ее. Изображения морских заливов, кораблей, меняясь и трансформируясь, переходят из этюда в этюд, с холста на холст. Морские пейзажи Бэлы Оссовской будто сотканы из воздуха. Полупрозрачные акварельные тона растворяются в зыбком мареве. Черные штрихи чаек, резкие контуры корабельных труб создают четкий ритм, композиционный строй, фиксируют акт присутствия и активного поведения человека в этом световоздушном потоке.
Своим искусством Бэла Оссовская продолжала традиции школы Французского импрессионизма. Ее пейзажи и натюрморты написаны виртуозной, и в то же время трепетной кистью. В ее работах запечатлелась хрупкая гармония мира, его мгновенная, щемящая и каждый миг меняющаяся красота. Возможно, оттого Оссовская и пряталась в раковине своего искусства, оттого и не искала публичного успеха и признания, - что была слишком тонким, чувствительным художником и легко ранимым человеком.


Тамара Вехова
Член международной ассоциации искусствоведов Ais-aica