Выставка работ Кэти Меладзе и Юрия Григоряна — младшего

25 июля 2013 г.
19:00

Выставка работ Кэти Меладзе и Юрия Григоряна — младшего — это составная часть программы «Молодой ОК 2013», второго ежегодного показа молодых авторов на Спиридоновке.

Кэти Меладзе в 2013 г. окончила МГХПА им. С. Г. Строганова, факультет монументально-декоративного и прикладного искусства.
Участник многочисленных российских и международных выставок.

Юрий Григорян — младший в 2001 г. окончил МГАХИ им. В. И. Сурикова. Член Московского Союза художников России. Юрий является постоянным участником российских и международных выставок.

Главный вопрос в искусстве Кэти и Юрия - путь человека. Кэти Меладзе исследует вопрос через отношения мужчины и женщины (работы 2012-2013 гг.). Юрий Григорян осмысляет Путь через серии работ «Дети» (2003-2013 гг.) и Stairs To (2012-2013 гг., «Лестница в» — перевод с англ. яз.).

_____________________________________________________________


«Вверх по лестнице.. или символы и знаки»

Возможно верным кажется убеждение в том, что существует одно и только одно верное понимание художественного произведения. Тем не менее, можно сказать, вольно перефразируя классика, что художник лишь создает произведение, а как оно «отзовётся» — ему не дано предугадать. Без лишних слов и внешней вербальной нагрузки «творцы визуальных искусств» стараются показать, а не рассказать о том, что не видимо.

Именно к таким авторам можно и нужно отнести Юрия Григоряна — младшего, который создаёт работы на пересечении эстетических течений и, чаще всего, как раз из «малозначительных деталей бытия».

Также нужно отметить, что художник нарочито упорядочивает зрительный ряд, выстраивая последовательную серийность, как-бы готовя зрителя к многозначности прочтения его образов. Тем не менее, его «расчетливость» и «методичность», помноженные на живописно-формальную привлекательность уводят зрителя от литературно-повествовательной трактовки каждого образа в сторону осмысления «монумента моменту», который в результате создаётся. Всё это лишает зрителя «единственно-верной» расшифровки визуальных образов, предлагая ему(зрителю) свою и индивидуальную.

Через этот «ход» автор касается «Больших» понятий — «Выбор», «Путь», «Начало и конец», и они(понятия) заботят автора также сильно, как и «образы-носители» их выражающие.

В трёх представленных на выставке сериях под «кодовым названиями»: «Лестницы», «Двери», «Дети» автор сопоставляет символы и визуальные клише, которые невозможно односложно «декодировать» и «каталогизировать». А если к этому добавить внешние влияния «клиповой» культуры и отсылки к фотообразу, сквозь которые отчетливо виден автор, увлекающийся экспрессией живописной, почти «скульптурной» фактуры, то такого рода сочетание может охарактеризовать художника как «формалиста». Однако, сознательное совлечение статичности образов, состоящих из деталей-фрагментов действительности с цветовой и пластической экспрессией, создает мощный эффект перехода от «частей» реальности к ее «символическому» обобщению. При всей «хрестоматийности» образов, прецедентами которых изобилует история искусств, автор через многие «изыски» современной живописи, в том числе через живописную фактуру, которая, как может показаться, является и способом и самоцелью творческих поисков, достигает нового состояния — знака. Но такого знака, который нас ведет не к ответу или вопросу, а к ним обоим сразу.

Тем не менее, автор не преследует цели создания «вещи в себе» в живописи, но пытается увидеть символы и знаки, скрытые в действительности, ну или сделать нас более осведомленными об их существовании.


Тимофей Смирнов,
кандидат искусствоведческих наук.
21.07.2013 г.