Выставка работ Ели Веремьяниной и Ровшана Рзаева «На краю сознания»

15 августа 2013 г.
19:00

"Всякое хорошее искусство содержит и абстрактный и сюрреалистический элемент, также, как оно содержит классический и романтический элемент, порядок и неожиданность, интеллект и воображение, сознательное и бессознательное. Все эти элементы влияют на творчество."
Генри Мур


Воплотить мысль в форму очень сложно. Это тонкий процесс, который совершенно не понятен людям, не испытавшим себя в творчестве, и который является главной целью в жизни настоящего художника. Этот процесс заставляет непрерывно работать мозг, многократно переделывать работу, не спать по ночам. Сколько раз скульпторы и живописцы всего мира рвали холсты и ломали скульптуры, отчаявшись выразить свою мысль в произведении искусства.
Ровшан Рзаев один из тех тонко чувствующих скульпторов, которые сплавляют воедино камень, энергию и идею. Вдохновение он черпает из произведений великих художников, философов, поэтов, из культуры востока, боевых искусств и хокку. Его произведения всегда утонченные. Кажется, что работы очень легкие, чувственные, но при этом зрителя не покидает уверенность, что перед ним мрамор, бронза или дерево. Ровшану удается удержать этот тонкий баланс. В его работах есть удивительное свойство – они, с одной стороны, ярко запоминаются и оставляют сильное впечатление, а с другой стороны, в них есть спокойствие и глубина. Подобное ощущение оставляют некоторые люди – настоящие интеллигенты, с которыми спокойно и комфортно, но которые навсегда оставляют неизгладимое впечатление.
Вне зависимости от материала и размера к каждой работе Ровшана очень хочется прикоснуться, удостовериться, что она реальна. Одновременно появляется беспокойство – а вдруг она и правда хрупкая. Глядя на скульптуры чувствуешь, что скульптор не столько хотел создать «рассказ» в бронзе, сколько настроение – наполнить работу своими чувствами, эмоциями и ощущениями от окружающего мира. О своем творчестве Ровшан Рзаев говорит так: "В своих работах я пытаюсь передать мои "мыслеформы". Для кого-то все очень просто, для кого-то немного сложнее, для меня это нечто неосознаваемое, некий коан*, загадка, заключенная во внешне простую оболочку, которую можно померить, обхватить, узнать точные размеры, но внутреннее, заключенное в этой оболочке, мне самому как автору сложно осознать полностью, так как многое создается интуитивно и неосознанно. Впечатление от произведения является причиной рождения новых мыслей и мироощущения. В этом и есть сила искусства".
Работы скульптора Ровшана Рзаева, выставленные в рамках выставки «На краю сознания», ярко демонстрируют многогранность автора. Здесь и классические портреты с необычными элементами и вставками, и фигуры в полный рост – утонченные и грациозные, и мелкая пластика с тщательной проработкой деталей, и абстрактные работы, выросшие из наблюдений за живой природой. Кроме того, видно, что скульптор не замыкается в одном материале – он использует мрамор, бронзу, дерево, находится в постоянном поиске сочетания материалов. Посещение выставки работ скульптора оставляет очень приятное, теплое ощущение, чувство целостности. Такое ощущение формируется от того, что молодой и талантливый скульптор уже «нащупал» свой путь и движется по нему на грани абстрактного и реального, на стыке интеллекта и воображения, на краю сознания...


Арзуманян Тамара,
искусствовед.
20 августа 2013 г.

*Коан – в Японии и Китае короткое повествование, вопрос, диалог,
обычно не имеющие логической подоплёки, зачастую содержащие алогизмы
и парадоксы, доступные скорее интуитивному пониманию.

_____________________________________________________________



Создавать и находить способы и возможности для проявления нового всегда не просто, для этого нужны не только новые руки, но и новый взгляд, новая мораль. Потому на выставках живописи мы чаще сталкиваемся с вариациями на известные темы, взятые из "реальности" зримого мира, бесконечные натюрморты-букетики и фрагменты пейзажа. Альтернатива - хаос вырвавшихся на свободу линий и пятен в практике абстракциониста: для этого нужна смелость, но ее-то и не хватает часто для увязки с нашим "дольным" миром прозябанья...

Еля Веремьянина избрала другой путь: она сама строит свою реальность, растит, распределяет в ней предметы по законам красоты, а не только плоскостной композиции, так что, кажется, если бы мы оказались внутри изображённого пространства, всё останется устойчивым, сбалансированным. На ее картинах пейзаж застроен и заселён, но не плотно: строения не теснят друг друга, а люди - не пропадают на их фоне. Тут есть место и пустоте, кажется, что она изначальна, а вертикали арок и пропорции девушек устремлены ввысь. Лишь упавшие тени деревьев поддерживают растворённую линию горизонта и маленькие аккуратные облачка, застывшие на небе, чтоб ему и девушкам с ним не было пусто... Из этого мира почти ушёл цвет, но оставшийся - тёпл. Пока Еле Веремьяниной и ее миру хватает этих приглушённых тонов для построения желанных объёмов и перспектив, а молчание ее героинь разливается как тютчевский Silentium! между арок, звенящих, словно опрокинутые камертоны, которые они так напоминают...

Максим Лебедев
12.08.2013 г.

_____________________________________________________________

Видеоарт EXHALATION
Автор: Еля Веремьянинова