Выставка Евгения Захарова «Уходящая натура»

5 декабря — 17 декабря 2013 г.
19:00

Евгений Захаров – главная черта его творчества – умение создать психологически точный портрет небольшого городка. Причём каждая мелочь в нём – от покосившегося мостика до засыпанного снегом домишки – говорит о его неповторимом характере, который чудом удалось поймать художнику.

1984 год стал для Евгения Захарова переломным. С тех пор его картины целиком посвящены пейзажной живописи, а именно – родному для художника Сергиеву Посаду. Но если большинство пейзажистов обращали внимание на высокую колокольню Лавры, пышные купола и белоснежные стены, то Евгений Захаров заметил совсем другое. На его полотнах первыми замечаешь хрупкие деревянные домики, кривые дорожки и небо, неровно выстланное облаками, – и только за ними вырастают колокольни, купола и мощные стены. Людей на его картинах найти невозможно – их просто нет, но их присутствие безошибочно угадывается по едва заметным подсказкам, оставленным художником то тут, то там.

Трогательное внимание к полузабытой старине, желание рассказать о ней современникам и показать её вечную прелесть – основные черты творчества художника.

___________________________________________________________

«Я вижу мир плотным, насыщенным страстями, борьбой противоречий и драматизмом. Я хочу, чтобы от моих работ у зрителя щемила душа, – это то, что я испытываю от окружающей действительности.»
Евгений Захаров

(Евгений Григорьевич Захаров. Живопись. Л.: Каталог выставки 2010. С. 2)


«В глазах Захарова, дерево – это не представитель природы, а форпост старого уходящего города. И в дереве, и в городе воплощены родственные души. Их отличает «старинность», к которой художник относится поэтически, видя в ней возможность высказать своё представление о тихой красоте реальности, наслаиваемой на прошлое.»

«В картинах Захарова таится какая-то неизбывная тоска, переходящая из пейзажа в пейзаж. Будто художник одиноко блуждает по заброшенным улочкам вчерашнего или позавчерашнего города, доживающего последние дни. Прошлое культивируется и не напрасно, ибо каждый раз оно оборачивается некоей уходящей и неповторимой ценностью. Вместе с кривыми улочками уходит былая жизнь, наполненная душевностью и покоем. Она противопоставлена современности, её движению и шуму. Слова «покой нам только снится» в данных произведениях становится реальным покоем, покоем наяву.

Виталий Манин
Доктор искусствоведения

(Евгений Григорьевич Захаров. В. С. Манин Л.: Современные русские живописцы, Москва 2009. С. 29-30)


«Конечно, колокольня и купола соборов видны с любой точки в городе, они и присутствуют в большинстве картин, но не в качестве торжественной доминанты, а скорее как городская достопримечательность. Сергиевопосадцы узнают свой город и по другим приметам: Берегу Келарского пруда, Машинской горке, знакомым улицам. Вместе с тем, изображённое в картинах настолько типично для городов Центральной России, что обладает некой универсальностью и являет собой обобщённый образ российской провинции».

Исаак Марон

(Евгений Григорьевич Захаров. Живопись. Л.: Каталог выставки 2010. С. 2)