Кинопоказ фильма «Великая красота». Реж. Паоло Соррентино (Италия, Франция 2013 г.) 142 мин.

19 февраля 2014 г.
20:00

В эту среду мы представляем, на мой взгляд, не только лучший европейский фильм прошлого года, но и один из лучших фильмов Италии за последние несколько десятилетий!
Фильм восторженно воспринят кинофестивалями, кинообщественностью и уже получил, помимо номинаций на Оскар и Золотой Пальмовой Ветви, главные призы:

Европейская киноакадемия, 2013 год
Победитель:
Лучший фильм
Лучшая мужская роль (Тони Сервилло)
Лучший режиссер (Паоло Соррентино)
Лучший монтаж

Золотой глобус, 2014 год
Победитель:
Лучший фильм на иностранном языке

Британская академия, 2014 год
Победитель:
Лучший фильм на иностранном языке

Но интерпретации и анонсы фильма так разнятся, так противоречат друг другу, что понимаешь: несмотря на все эти награды - фильм не понят! Что ж, не это ли верный признак того, что фильм больше всех этих объяснений, живет своей жизнью, как и положено истинному произведению искусства... Не лучше ли посмотреть и разобраться самому, тем более, что одна из главных его тем - Красота и Искусство и их место и роль в нашей с вами повседневной жизни?..

Анонс-описание от Katrin15, цитирую с небольшими изменениями, как наиболее адекватный:
С первых кадров фильма мы оказываемся в прекрасном, ярком и незабываемом Риме. В этот город влюбляешься. Хочется запечатлеть в памяти каждый момент. Вот и в начале фильма восторженные туристы ловят каждый звук, каждый вздох великого города. Один из них не выдерживает этой величайшей красоты и падает в обморок.

А ведь действительно, как вместить в себя все это былое величие, как не потеряться на фоне античных статуй, где руины Коллизея прекрасней, чем любые современные постройки, а люди живут во дворцах? И герой фильма Джеп Гамбарделла, который изначально хотел быть наполненным этой красотой, не выдержал давления, поэтому, написав свою первую книгу, осознал, что он всего лишь маленький человечек на фоне великих развалин древности. И он решил прожигать свою жизнь, устроить из нее фейерверк, вывести всех окружающих на чистую воду. Он смеется над Талией Концепт, которая в угоду публике готова разбить себе голову, он, шутя, выносит приговор своей подруге и всему высшему обществу в ее лице, ему не жаль даже девочку, которую лишили детства родители, чтобы заработать на ее славе. Кажется, что по-настоящему вызывает симпатию у него только служанка, которая олицетворяет новых жителей Рима. Ведь на смену развращенным римлянам всегда приходят жизнерадостные варвары.

И все-таки когда-то он любил, когда-то он написал свой единственный роман. Когда-то давно, когда вокруг плескалась соленая вода, а вокруг были друзья и любимая девушка. На сегодняшний момент у него есть только оно — его собственное Море на потолке, только там он может быть по-настоящему счастлив.

И вот ему 65 лет, это не так и много по меркам Италии, страны долгожителей. И он понимает, что больше нет сил и желания делать то, что он не хочет. Но есть ли надежда на перемены? Она приходит в образе старушки-монахини, почти святой женщины, сестры Марии. Ее образ лишен помпезности. Она вызывает некоторую долю иронии, такая ветхая, как будто сейчас развалится. Она напоминает маленькую девочку, которая сидит перед огромным скоплением священнослужителей и качает дешевой плетеной тапочкой на фоне роскоши Ватикана. Из всех жителей Рима сестра Мария выбирает Джепа, приходит к нему разделить хлеб. И в этот момент становится понятно, где на самом деле находится то, что искал наш герой, где эта Великая красота. Она здесь, в нем самом, и хочется верить, что еще не все потеряно даже в 65 лет.


Максим Лебедев