Выставка работ Ольги Победовой

2 февраля 2012 г.
20:00

СКУЛЬПТУРА – ОБЪЕКТ – ИНСТАЛЛЯЦИЯ – вот основные жанры, в каких трудится ныне ПОБЕДОВА – над – СОЛНЦЕМ. Они же представлены на выставке РАХ – 2010. Самоопределяется она, прежде всего, как скульптор, работающий в материале оптического стекла. Но в последние годы она выступает и как монументалист (проекты памятников Тютчеву, Заболоцкому, Жертвам сталинского террора, Поэтам-нонконформистам, памятников Самолёту, Автомобилю и др.) и как архитектор широкого профиля: архитектор-предметник, архитектор среды (городской и природной), архитектор-дизайнер (интерьера, витражей, фасада). Работает она как график и как живописец, как перформер, как фотохудожник, как автор видеоарта. «Художник должен уметь делать всё», – не устаёт повторять Зураб Церетели. И он абсолютно прав.

Мировой проект РЕ-ЦЕПТ-АРТА (РАХ – 2010) ПОБЕДОВОЙ – над – СОЛНЦЕМ подводил итог её важнейшего, 10-летнего этапа теоретической и выставочной деятельности (в соавторстве со мной как художником-нонконформистом и теоретиком искусства)...

Пока же мне, как и ПОБЕДОВОЙ – над – СОЛНЦЕМ, важно сделать акцент на художественном процессе как целе- и смыслообразующем в Ре-Цептуализме. Весь художественный процесс 10-летней творческой деятельности Ольги Победовой чётко делится на три этапа:
• супрематический (малевичевский), 1972 – 1989,
• синкретический (рукавишниковский), 1990 – 2000,
• рецептуальный (лёновский), 2001 – 2010.

Ольга Победово, выпускница Строгановки, благодарно вспоминает своих учителей – профессоров и преподавателей, умело руководивших обучением и давших осмысленно выбрать специализацию. А затем – и освоить профессиональные навыки – умение – опыт. Академическому рисованию её учил Юрий Тур, пониманию живописи и скульптуры – Анатолий Юрченко, ориентированный на Русский авангард ХХ века. Плюс сам материал – оптическое стекло – вывел скульптора Ольгу Победову на «царскую дорогу» мирового искусства – супрематизм, определив стилистику её работ на всю творческую жизнь. Дурацкая совецкая типологизация художественных профессий – опять же благодаря «стеклу»: декоративно-прикладное искусство! – спасла очевидного «формалиста-художника» от нападок со стороны ревнителей «соцреализма». И первый этап художественной деятельности Ольги Победовой оказался вполне благополучным, тем более что процессуально протекал он на провинциальных стекольных заводах (вдали от Лубянки). А выбор оптического стекла в качестве главного материала работы – просто оказался счастливым (в 2010 году Победова остаётся фактически единственным в стране скульптором, работающем в этом материале и систематически поощряемым американским музеем Corning Stubing Glass: с 1994 года она ежегодно избирается в число 100 лучших художников мира).

Великий русский скульптор Иулиан Рукавишников дал в 1990 году Ольге Победовой мощный импульс её дальнейшего художественного развития: он научил её лепить и работать в бронзе. А придуманные ими как соавторами синкреты: бронза + оптическое стекло – имеют большие, ещё не освоенные до конца возможности. Их совместные выставки в Западной Европе и в Академии носили характер одновременно: инновационных и академических – и отличались «соединением несоединимого». Подчёркивая установку на авангардизм самого Иулиана Рукавишникова. Который в возрасте 60 лет радикально изменил своё творчество (художественный процесс) – сменил соцреализм, где весьма преуспевал, на беспредметничество (первым и единственным в совецкой скульптуре). Провокационно маскируя беспредметничество под «анимализм».

Из второго периода творчества Ольга Победова, уже в звании члена-корреспондента РАХ, перешла в радикально новый этап – рецептуальный. Этот третий «отрезок» художественного процесса начался со второй рефлексии и осмысления сути себя самого («Автор два раза смотрит на своё произведение», – так называется одна из установочных статей нынешнего лидера мирового искусства Ильи Кабакова, 1982). Переход от мелкой пластики – к инсталляциям «больших архитектонов», пространственным «структурам струн», «клеткам стенок», «строительным лесам» и т.п. проходил как-то очень естественно и лихо. Стало ясно, что надо выходить за пределы декоративного искусства (круга АХДИ), выставляться с живописцами-беспредметниками (Борис Мессерер, Игорь Снегур, Светлана Калистратова), художниками-нонконформистами (Вячеслав и Анна Колейчуки), участвовать в Фестивалях авангардистов на родине («Диалоги» Петербургского Манежа) и за рубежом («Кокон» Хадсон, США)...

13 декабря 2011 г.
Слава Лён