Линия или пятно? Е. Данильченко, О. Равинская

4 августа — 8 августа 2017 г.
16:00

Любая эпоха предлагает, а порой даже навязывает, собственную стилистическую доминанту. Если обобщать, то сегодня это дизайн. Общий принцип организации «всего» созданного человеком пространства для собственной жизни, линеарная доминанта, графический умысел, а не цветовое пятно, как раньше, когда доминировала идея декоративизма, а значит, пятно занимало приоритетное положение.
Основная тенденция распространяется на все виды изобразительного искусства. Осознанно или подспудно художники улавливают то, что носится в воздухе, даже если их личный духовный вектор — иной. В последнем случае могут получаться интересные и даже парадоксальные результаты.
Примерно в этом ключе осуществляется творчество Екатерины Данильченко (живопись) и Ольги Равинской (керамика). Художниц объединяют далеко не только образный ряд (например, мотив чаши, в обоих случаях решённый в близкой стилистике), но и чисто пространственные ходы, по-разному, конечно, выглядящие в различных материалах. Интересно, например, как решается идея разорванного, вскрытого лабиринта, утратившего герметичность, но сохранившего первоначальный абрис. Но это далеко не всё, что здесь есть общего. Главное, как кажется, другое: расположение активного цветового акцента, притом что предполагается, по всей вероятности, прежде всего структурный принцип. Это видно и на живописных полотнах, и в керамических композициях. Пятно не довлеет ничему, оно не несёт эмоционального акцента, но само его присутствие указывает на желание художников вернуться к цвету, к эмоциональному взрыву, к открытому проявлению чувств.
Возможно, искусство, пожелав вновь обратиться к самодостаточной колористике, даст и автору-художнику возможность однозначного самовыражения. С другой стороны, личностное послание может быть сформулировано и от «общего», а не отдельного лица, и в этом случае также будет нести некоторое содержание. В любом случае сама тенденция интересна, какое бы из начал — если их в принципе можно воспринимать как противоположные — ни победило бы в этой борьбе.
Если это, конечно, вообще борьба.

Вера Калмыкова




Не пятно и не линия.

Зимой Открытый Клуб – место, где выставляют уже случившуюся историю искусства. Даже если авторы живы – они уже там, где история случилась, занимают своё место, всё серьёзно и основательно.

Летом всё течёт и меняется. Летом в Открытом Клубе показывают тех, кто сейчас делает будущую историю искусства, художников в самом плодотворном и самом уязвимом периоде биографии – уже не официально лелеемая «молодёжь» и ещё не «гуру». Парадоксальным образом, самый расцвет сил – то время, когда на автора меньше всего обращают внимания и прекрасно, что Открытый Клуб даёт возможность художникам на этой стадии своего пути показывать своё творчество.
Ещё одной примечательной чертой летних выставок Открытого Клуба является умение свести вместе, в пространстве одной выставки разных, незнакомых, но на поверку оказывающихся близкими друг другу авторов. Эта выставка – хороший пример такого «наведения мостов».
Ольга и Екатерина принадлежат к одному, строгановскому кругу художников, и главная, определяющая черта этого круга – внимание к метафизике материальности – совершенно очевидна в их работах.
Керамика Равинской – это разговор с материалом, о материале и через материал. тот случай, когда это искусство именно что прикладное, приложенное к простым и изначальным вещам, к элементам – воде, земле (глине), огню и ветру. Она в основе своей пространственна, нет тут ни модной графичности, ни намёков на дизайн-решения. Это простые формы, ясные текстуры, почти биоморфы, почти естественные, как бы незаконченные и случайные – какой-то наш, местный аналог японского «ваби-саби», погружения в природное, ненамеренное состояние.
Живопись Екатерины Данильченко – строгая, просчитанная живопись монументалиста, привыкшего красить из банки, а не с палитры, прагматично понимающего, что живописная поверхность – поверхность какого-то предмета в пространстве, ощущающего картину не просто окном в другой мир – окном в стене. Материальность присуща её живописи даже когда она уходит в полную абстракцию, даже когда она намеренно декоративна. Картина прежде всего – предмет. Вещь. Произведение – произведено, оно стало, оно существует и абсолютно материально.
В каком-то смысле оба автора категорически, решительно, декларативно несовременны. Они не занимаются иллюстрированием абстрактных идей и принятой сейчас вместо изобразительности изящной словесностью. Они не делают предметы для дизайнерского интерьера. При этом их работы прекрасно встанут в такой интерьер и несомненно являются высказываниями – но на совершенно традиционном, не вербализуемом языке материальных образов, базовом для всей средиземноморской культуры, культуры иконопочитателей, а не иконоборцев.
Визуальный язык, несводимый к словесному высказыванию, требует мастерства. Мастерства, которое позволяет Ольге Равинской создавать иллюзию мимолётного и случайного в своих несомненно продуманных керамических объектах. Мастерства, которое даёт Екатерине Данильченко возможность компоновать холст как ей заблагорассудится, оставаясь при этом в рамках, предписанных гармонией.
Это всё требует времени. Это всё не для нашего суетливого века.
Это не про линию и не про пятно, не про композицию, не про состав глины и не про заточку карандаша история.
Это история про наш материальный в своей основе мир, который таким и остаётся под тонкой радужной плёнкой виртуальности и контемпоральности.
Пока есть кому об этом говорить – мир стоит.
Пока есть кому.

Алексей Якименко




Вернисаж 3 августа в 19:00.
Выставка будет работать с 4 по 7 августа 2017 г., ежедневно с 16:00 до 22:00, 8 августа с 16:00 до 20:00.