В рамках выставки Андрея Волкова «10 картин с собственным освещением. Огни большого города» пройдет встреча с художниками, исследователями, кураторами и журналистами, занимающимися изучением гиперреализма.
В беседе «One step beyond», опубликованной в Tate Papers (2006), известные искусствоведы и художественные критики Хорст Бредкамп и Барбара Мария Стаффорд определяют гиперреализм как парадоксальное существование вещей и явлений искусства, что означает, с одной стороны, их сжатие и сокращение, тогда как с другой, они производят «откровение неожиданного увеличения». В этом диалектическом принципе, гиперреализм опознается не только как исторически сложившееся художественное направление, но и как инструмент артистической активности, выходящий за пределы чистой визуализации. То есть гиперреальность — это иллюзия, оптика того, что искусственно усиливается, становится больше, чем когда оно существовало в условно реальном мире, и в то же самое время это измерение, постоянно отклоняющее «освоение» реальности в пользу перепроизводства её исчисляемых и неисчисляемых объектов и категорий.
Однако на уровне визуальных образов, по мнению исследователей, гиперреальность также завершается одиночной повторяемой, но не повторяющейся единственной фигурой изображаемого. Эта «валоризация» эксцентричности, своеобразности, некий поворот к идентичности в условиях постмодернистской критики эссенциализма и является наиболее интересным противоречием в работах гиперреалистов. В этом смысле интересно понять, при помощи каких средств гиперреализм фокусирует внимание на собственном прошлом, создает ли и артикулирует он собственную автономию, как это было с искусством модернизма?
Вслед за намеченным курсом Бредкамп и Стаффорд, мы попытаемся сделать еще один шаг за пределы. Поговорим об эстетических, философских и социальных основаниях и судьбах гиперреализма, о том, по-прежнему ли существует концептуальное отношение между искусством гиперреализма и постмодернистской философией, каким образом происходила его институциализация и каковы ее последствия, а также какие темы интересуют современных художников-гиперреалистов.
В дискуссии примут участие:
Кирилл Светляков — искусствовед, критик, ведущий специалист Отдела руководства Третьяковской галереи, куратор выставки «Гиперреализм. Когда реальность становится иллюзией» (2015)
Юлия Воротынцева — искусствовед, научный сотрудник Третьяковской галереи, куратор выставки «Гиперреализм. Когда реальность становится иллюзией» (2015)
Андрей Волков, Сергей Гета, Сергей Базилев, Евгений Амаспюр и Ольга Гречина — художники, определившие развитие гиперреализма в русском искусстве
Тимофей Смирнов — художник и исследователь фотореализма
Григорий Каковкин — писатель, сценарист и режиссер документального кино
Ксения Карпова — искусствовед, сотрудник Института русского реалистического искусства
Сергей Богуславский — журналист, политолог и со-основатель культурно-выставочного центра «Галилей», в котором прошла выставка «ГиперРеализм и его окрестности» (2007)
Модератор: Александр Саленков