Зусман Леонид Павлович
1906 г. — родился в Гродно.
График, живописец
1919–1923 гг. — Посещал частные художественные студии Ф. Рерберга и А. Миганаджиана в Москве, стал вольнослушателем Первых государственных свободных художественных мастерских в классе И. Машкова.
1924-1926 гг. — Учился в Высшем художественно-техническом институте (ВХУТЕИН) в Ленинграде у К. Петрова-Водкина.
1927–1929 гг. — В Высшем государственном художественно-техническом институте (ВХУТЕИН) в Москве у Д. Штеренберга.
C 1928 г. участвовал в выставках: четвёртая выставка картин, рисунков и скульптуры ОСТ (1928); Художественная выставка СССР в Нью-Йорке (1929); Парижская выставка (1931); советская выставка в Лондоне (1938); первая персональная выставка в Москве (1966).
С 1931 г. работал как иллюстратор и оформитель книги, создавал декорации спектаклей в театрах Москвы, Киева, Одессы, Рыбинска.
C 1944 г. сотрудничал в «Окнах ТАСС» и различных издательствах, был художественным редактором журнала «Вокруг света».
1959 г. — Удостоен серебряной медали на Международной выставке книжного искусства в Лейпциге за оформление книги Эразма Роттердамского «Похвала глупости».
1966 — Состоялась первая персональная выставка в Москве.
1978 г. — Вторая персональная выставка произведений художника в Москве.
1984 г. — Умер в Москве.
Художник писал о себе: «Мне чужда мысль, что картина является ценностью лишь сама по себе. Смысл её я вижу в тех образах и ассоциациях, которые она вызывает, и чем богаче и шире их крут, тем она нужнее. И ещё в ней выступает великая человеческая общность и преемственность, выражающиеся хотя бы в том, что мы, люди второй половины двадцатого века, летающие на огромных лайнерах, проникшие в космос и вступившие на Луну, так же как художник, отделённый от нас тремя столетиями, носивший пудреный парик и шёлковые панталоны, веривший в Бога и почитавший короля, радуемся такому простому и прекрасному зрелищу, как простая тарелка, наполненная персиками с их бархатистой нежной кожицей, переливающейся голубыми и розовыми красками, или белый кувшинчик с синими узорами и воткнутым в него букетиком».
«Яузские ворота»
картон, масло