Горяев Виталий Николаевич

Виталий Горяев родился 1 (14) апреля 1910 в городе Кургане Курганского уезда Тобольской губернии в семье банковского служащего.
В 1921 году семья переехала в Читу, где Горяев начал художественную карьеру, опубликовав первые рисунки в газете «Забайкальский рабочий».
В 1929 году Горяев приехал в Москву, где по совету и с помощью В.В. Маяковского поступил во Московский Высший художественно-технический институт (ВХУТЕИН).
В 1931 году перешёл в Московский полиграфический институт, который окончил в 1934 году.
Его наставниками в разные годы были Д.С. Моор, В.А. Фаворский, А.А. Дейнека и С.В. Герасимов, Л.А. Бруни.
В 1932 году, ещё во время учёбы, вступил во вновь основанный Союз художников СССР.
Сразу после окончания института Горяев начал работу как карикатурист, а с конца 1935 года сотрудничал с журналом карикатур «Крокодил», в котором прослужил три десятилетия. В журнале работал и дружил с Л.В. Сойфертисом, Ю.А. Ганфом, И.М. Семеновым, Л.Г. Бродаты и др. Карикатуры Горяева публиковались не только в журналах, но и выходили отдельными изданиями.
В феврале 1942 года призван Советским РВК г. Москвы. Во время войны Горяев в офицерском звании служил главным художником журнала «Фронтовой юмор» (Западный фронт, 3-й Белорусский фронт), где сдружился с поэтом А.Т. Твардовским и художником О.Г. Верейским, дружба с которыми продолжалась всю жизнь. Принимал участие в выпуске плакатов «Окна ТАСС» (лето-осень 1941 г.). Кандидат в члены ВКП(б) капитан Горяев награждён орденом Красной Звезды.
После войны Горяев создал циклы иллюстраций к сочинениям М. Твена и русских классиков: А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя и Ф.М. Достоевского. Известны иллюстрации Горяева к «Тому Сойеру», «Гекльберри Финну» М. Твена.
С 1951 года — член ВКП(б), c 1952 года — КПСС.
В 1955—1981 годах — член редколлегии журнала «Юность».
В 1959 году Виталий Николаевич впервые приехал во Францию, где состоялось его знакомство с П. Пикассо, Н. Леже, Ж. Эффелем.
С конца 50-х годов Горяев приступил к циклу иллюстраций к «Петербургским повестям» Гоголя, впервые показанных публике в 1965 году. В 1967 году за эту серию Горяев был удостоен Государственной премии СССР. К этому моменту он уже работал над циклом иллюстраций к роману Ф. М. Достоевского «Идиот» (1971) — программному циклу художника, за который он получил высшую Золотую медаль Лейпцигской книжной ярмарки в 1975 году.
Горяев также создавал иллюстрации пером и тушью к двухтомнику Пушкина «Стихотворения и повести» (1974), к «Трем толстякам» Ю.К. Олеши, почти ко всем сборникам стихов А.Л. Барто, а одновременно к такому сложному произведению, как поэма Гоголя «Мёртвые души» (1979). Уже после его кончины вышел из печати роман Достоевского «Подросток» с его иллюстрациями.
Менее известна живопись Горяева, которой художник занимался всю жизнь. Его картины 40-х — 50-х годов стилистически несколько схожи с живописью Александра Шевченко. С 60-х годов Виталий Николаевич пишет картины, чью художественную родословную можно проследить до авангардных течений 20-х годов, а отчасти до живописи Сезанна и Матисса. Свободная, совсем не соцреалистическая, эта живопись встретила негативные отзывы со стороны официальной советской критики и при жизни Горяева появлялась на выставке только один раз в 1980 году к его 70-летнему юбилею.
Виталий Николаевич Горяев умер 12 апреля 1982 года. Похоронен на Ваганьковском кладбище (24 участок).

События с участием персоны

Работы

«Прошу к столу (обложка для № 12 за 1960 г.)»
картон, акварель, тушь, цветной карандаш 31.5×41.5 см.
«В ногу (для № 1 за 1962 г.). На обороте подпись, наклейка журнала с приемкой, текст: «Кто скажет, что я иду не в ногу со временем?»»
бумага, акварель, тушь 53×41 см.
«Разговор с няней (для № 15 за 1949 г.)»
бумага, акварель, гуашь, тушь, карандаш 34×49 см.
«Плохой ассортимент (для № 29 за 1946 г.). На обороте наклейка редакции с приемкой и надпись «Плохой ассортимент»: «Материал-то у вас шёлковый, а вот обращение с покупателями – грубошёрстное»»
бумага, акварель 42×30 см.
«На бал в Университет Дружбы (для № 30 за 1960 г.)»
картон, акварель, тушь 26×40.5 см.
«На Ближнем Востоке (для № 31 за 1956 г.). На обороте наклейка редакции с приемкой, текст: – Колонизаторы кричат о своей любви к нашей стране. В чем источник их любви? – В наших нефтяных источниках»
бумага, акварель 59×45 см.
«Слово предоставляется… (обложка для № 4 за 1956 г.)»
бумага на оргалите, акварель 34.5×45 см.
«Время, вперед! (обложка для № 36 за 1948 г.) На оборотной стороне текст: «Время, вперед! – Какая приятная неожиданность! Оказывается, для очень многих я уже не Новый год!»»
бумага, гуашь, белила 34×49 см.
«Шторм (для № 32 за 1945 г.). На наклеенном обороте надпись: «Шторм. – Не катайтесь сегодня, гражданочка – утонете. Вам ничего, а с меня спросят!»»
калька, тушь, акварель 42×30 см.
«Осень наступила (разворот для № 31 за 1945 г.)»
бумага, тушь, акварель 68×45 см.
«Посланцы Советского искусства в Нью-Йорке (обложка для № 13 за 1958 г.). На лицевой стороне подпись: «Судя по аплодисментам, наша дружба вытанцовывается!» На обороте наклейка журнала с приемкой»
картон, акварель, тушь 41×42.5 см.
«Мамообслуживание (подготовительный рисунок для № 9 за 1963 г.)»
бумага, тушь 51×60 см.
«Силы мира (для № 3 за 1951 г.). На обороте подпись и надпись: «Силы мира. – Почему стоим без разгрузки? Неужели рабочих не хватает? – Именно, сэр, потому и стоим, что сила в руках рабочих!»», 1951
бумага, акварель, тушь 42×59.5 см.
«Попутчики (обложка для № 16 за 1956 г.). На обороте наклейка редакции с приемкой и надпись: – Я в Сибирь, а вы? – В Донбас.», 1956
бумага, акварель 44×53.5 см.
«Почему Вас выселяют? Это военная тайна (для № 23 за 1957 г.) На обороте текст: «В Западной Германии нередки случаи, когда жилые дома используются в качестве казарм», наклейка журнала с приемкой и этикетка на немецком языке (выставка в ГДР).», 1957
бумага, акварель, гуашь, тушь 42.5×58 см.
«Зарисовки В. Горяева (для № 19 за 1958 г.). На лицевой стороне подпись: На обороте наклейка журнала с приемкой, надпись: «Таким образом я смогу прожить в городе со своим семейством» – для газеты «Вашингтон Пост»: название рисунка «Сервис налогоплательщика»», 1958
бумага, тушь, акварель 30×45 см.
«Над этим оформлением мы трудились всем заводом! (для № 30 за 1964 г.) На обороте наклейка редакции с приемкой, подпись и надпись: «Над этим оформлением трудились всем заводом!»», 1964
картон, акварель, тушь, белила 34×49 см.
«Женева (для № 30 за 1955 г.). На обороте наклейка редакции с приемкой, надпись: «Как видите, знаменательная встреча у Женевского озера привела к «Лебединому озеру».», 1955
бумага, акварель, гуашь 44×58 см.
«При моей поддержке Вы далеко пойдете, юный коллега! (для № 16 за 1964 г.)», 1964
картон, тушь, акварель 34.5×47.5 см.
«В семье американского прокурора (для № 10 за 1961 г.). На обороте подпись и наклейка журнала с приемкой, а также надпись: «– Кем ты хочешь быть, когда вырастешь? – Лжесвидетелем».», 1961
бумага, гуашь, тушь 47×39 см.
«Урожай: – Сколько раз Вам говорили: рассчитывайте на мой рост! (для № 21 за 1949 г.)», 1949
бумага, акварель, гуашь, тушь 34×38.5 см.
«Девушка – чистое золото (для № 6 за 1964 г.)», 1964
картон, акварель, белила, тушь 33×47.5 см.
«Китайские ткани (для № 33 за 1950 г.)», 1950
картон, акварель, гуашь, тушь 34×49 см.
«Ваш сын учится в театральном? – Нет. В литературном! (для № 14 за 1963 г.)», 1963
бумага, акварель, гуашь, тушь 36×45 см.
«Жалоба. «Еще раз укусишь, буду жаловаться в ЦК!» (обложка для № 1 за 1963 г.)», 1963
бумага, акварель, тушь 29×37 см.
«Добрая мисс Америка (1960 г.)», 1960
бумага, акварель, тушь, белила 55×70.5 см.
«На апрельских дорогах (№ 12 за 1963 г.)», 1963
бумага, акварель, тушь 45×65 см.
«Номер в гостинице можете получить без «малого» за три рубля (для № 12 за 1961 г.)», 1961
картон, акварель, гуашь, тушь 40×58.5 см.
«Черный ребенок и темные личности (для № 27 за 1956 г.)», 1956
бумага, акварель, гуашь 61×73 см.