Коротеев Василий Андреевич

Василий Андреевич Коротеев 13 января 1906 года родился в селе Гришино (позже село было переименовано в Красноармейск) в Донецкой области на Украине, в семье железнодорожного служащего. После переезда семьи в город Елец поступает в гимназию, после революции преобразованную в единую трудовую школу. Уже в детстве Коротев много рисует жанровые сценки, фантастические пейзажи. Под впечатлением от прочтения Гоголя создает несколько иллюстраций к «Старшной мести». В 1919 году скульптурный портрет Максима Горького, выполненный художником для местного Клуба железнодорожников, привлекает внимание руководство школы. Было принято решение о направлении Коротеева на учёбу в Москву во ВХУТЕМАС для получения профессионального художественного образования [1].
Доподлинно неизвестно что послужило причиной, но в 1920 году Коротеев бросает учёбу во ВХУТЕМАСе, ему не где жить в Москве и художник оказывается на улице, знакомится с компанией беспризорников, некоторое время бродяжничает. Недолгое пребывание на улице оставляет глубокий след в душе молодого художника — в течение многих лет он снова и снова он создает серии акварельных и карандашных портретов беспризорников и детдомовцев.
В том же 1920 году Коротеев попадает в интернат при 1-й Образцовой типографии. Оказавшись в детском доме он снова начинает рисовать и в 1921-м году поступает в Государственную школу печатного дела ИЗО Напркомпроса при I-й Образцовой типографии (до революции типография Товарищества И.Д. Сытина в Москве, где учится у С.В.Герасимова, М.А.Доброва, М.С.Родионова, Н.М.Чернышёва. Там Коротеев знакомится с Л.Ф. Жегиным[1]., который становится не только его учителем и наставником, но и ближайшим другом на протяжении всей жизни, их объединяло понимание искусства как особого духовного пути современного человека, аскетическая строгость к себе и требование честной и бескомпромиссной работы.
Многие из преподавателей мастерских, в том числе и Лев Фёдорович Жегин, либо входили в Союз художников и поэтов «Искусство — жизнь» либо были близки его идеям. В группу учеников Л.Ф. Жегина помимо Коротеева входили Г.В. Костюхин, В.И. Губин, С.С. Гриб и Г.В. Сашенков. Уже после окончания Коротеевым учёбы в мастерских, к ним присоединяются бывшие участники объединения «Искусство-жизнь» - Т. Б. Александров, П. П. Бабичев, И. Г. Николаевцев и В. Е. Пестель. Группа принимает название «Путь живописи».
Первая выставка группы “Путь живописи”, состоялась в Москве, на частной квартире Макария Амвросьевича Прохорова в Серебряном переулке. П. А. Флоренский посетил первую выставку «Пути живописи». Л. Ф. Жегин так вспоминал об этом визите: «Он побывал на нашей маленькой выставке «Путь живописи», устроенной в частной квартире в Серебряном переулке. Это было в 1927 году. Работы моего приятеля П. Бабичева Флоренскому не понравились, они показались ему слишком импрессионистическими — он стремился к большей конструктивности. «Здесь всё плывёт», — заметил он. С такой оценкой я никак не соглашался — Бабичев, по-моему, конечно, был живописец и потому умел организовать форму. Затем обратился к пастели В. Коротеева — женская фигура в рост — очень красивая по цвету. Он указал на мотивированность цветового решения — вся фигура была дана в очень лёгком охристо-розовом тоне, а голова в светло-зеленоватых оттенках. Флоренский объяснил: тело как выражение пола, и голова — это две различные сферы, и здесь это выражено в цвете: зелёный цвет дематериализует, это связывается с интеллектом, со сферой головы»[2].
Вторая выставка группы “Путь живописи” в конце мая начале июля 1928 года прошла в Париже, в галерее Billiet, с последующим показом картин в Лондоне и Брюсселе.
В 1930 году Коротеев участвовал во второй (а фактически в третьей и последней) выставке группы “Путь живописи”, состоявшейся в Москве, в Доме учёных на Пречистенке. Следующая выставка, в которой принял участие художник состоялась только через 28 лет — в 1958 году Коротеев принял участие в выставке художников производственно-технических мастерских ВСХВ.
Больше его работы при жизни не выставлялись.
С конца 1920-х основным источником заработка для художника становятся совместные работы по договорам с различными организациями с Л.Ф.Жегиным, В.Е.Пестель, В.И.Губиным в качестве художника-оформителя, в 1938 – 1939 работал художником-оформителем в Государственном Историческом музее в Москве.
В 1941 участник Великой Отечественной войны, в 1944 получил ранение, лежал в госпитале, был мобилизован, с этого времени возобновил занятия живописью
В 1945 начал большой цикл пейзажей Воробьёвых гор, над которым работал до последних лет жизни. «Пейзажи, выполненные художником на Воробьёвых горах после войны — во второй половине сороковых — пятидесятых — начале шестидесятых годов, — совершенно буквальны, достоверны и точны. В это трудно поверить зрителю, который впервые встречается с его свободной манерой письма. («Свободной» — очень точное определение живописи Коротеева.) Наверное, это и есть настоящий реализм второй половины XX века».[1].
В дальнейшем Коротев продолжает работать как художник-оформитель: в 1949 – 1951 на Московской скульптурной фабрике, в 1952 – 1953 в Антропологическом музее в Москве, в 1953 в павильоне “Земледелие” на ВСХВ В 1954 – 1957 работал художником на Московском Художественном комбинате, в 1955 – 1966 работал художником в художественно-оформительских мастерских ВСХВ (ВДНХ), участвовал в оформлении павильонов “Цветоводство”, “Земледелие”, “Машиностроение”, “Строительство” и др.
25 января 1969 года Василий Андреевич Коротеев скончался в Москве

События с участием персоны