Тышлер Александр Григорьевич

Александр Тышлер родился в Мелитополе (ныне — Запорожская область Украины) в семье потомственного еврейского ремесленника (Тышлер на идише значит «столяр»). В 1912—1917 годах учился в Киевском художественном училище, в 1917—1918 годах — в студии Александры Экстер[1].

В 1919 году Тышлер добровольцем вступил в РККА; служа при управлении Южного фронта, делал плакаты для окон РОСТА, иллюстрировал первые буквари на калмыцком, мордовском, татарском языках, а также на идиш. В 1921 году, после демобилизации из армии, поступил во ВХУТЕМАС, учился в мастерской Владимира Фаворского[1]. До 1924 г. увлекался беспредметной живописью; в 1925 г. вступил в Общество станковистов.

В 1927 году Александр Тышлер дебютировал как театральный художник, оформив ряд спектаклей в Белорусском еврейском театре в Минске. В 1930-х годах работал в Москве, сотрудничал со многими столичными и ленинградскими театрами; с 1935 года оформлял спектакли Московского еврейского театра[2]. В «Лирическом цикле» 1928 г. и других полотнах того времени создавал, по словам Эфроса, непроницаемые для рационального истолкования «композиции из плетёных корзин, женских тел и звериных голов».

В первые годы театральным работам Тышлера были присущи черты экспрессионизма, вообще характерные для его творчества этого периода: подчёркнутая причудливость, нередко произвольность сценических образов, — в дальнейшем стиль художника менялся. С середины 30-х годов, начиная с «Короля Лира» в ГОСЕТе и «Ричарда III» в Ленинградском БДТ (оба — 1935 год), центральное место в театральном творчестве Тышлера занял Шекспир. Многие его работы внесли вклад в мировую «шекспириану»; Тышлер создавал сценические образы, пронизанные экспрессией и напряжённой эмоциональностью, легко трансформирующиеся конструкции, основанные на принципе устройства народного площадного театра[2]. В 1940 году осуществил постановку оперы «Семён Котко» С. С. Прокофьева.

В послевоенные годы эти черты зрелого Тышлера по разному трансформировались в постановках советской и современной зарубежной драматургии, в том числе в спектаклях «Мистерия-Буфф» В. В. Маяковского в «Театре сатиры» (1957), «Оптимистическая трагедия» Вс. В. Вишневского в Московском театре драмы и комедии (1956), «Святая Жанна» Б. Шоу в «Ленкоме» (1958), оперы «Не только любовь» Р. К. Щедрина в ГАБТ (1962). Как художник так и не примкнул к господствующему направлению социалистического реализма, по этой причине до 1960-х гг. его живописные работы практически не экспонировались[3].

В военные годы эвакуировался с театром в Ташкент, где ему не раз позировала Анна Ахматова. По возвращении в Москву жил с супругой Анастасией Степановной (урожд. Гроздова) в квартире на Мясницкой, а с 1950-х — на Верхней Масловке. Вторая жена — искусствовед Флора Яковлевна Сыркина (04.08.1920 — 19.08.2000), дочь академика Я. К. Сыркина. В 1950-е гг. увлёкся созданием сказочных скульптурных образов из веток, найденных в лесу[3]. В последние годы жизни создавал повторения своих ранних абстрактных работ. Умер в 81 год и был похоронен на Кунцевском кладбище.

События с участием персоны

Работы

«Рука», 1957
бумага, карандаш
«Бык с короной», без даты
бумага, карандаш
«Женщина с колоколом 4», 1970
бумага, черные чернила
«Женщина с колоколом 1», 1970
бумага, черные чернила
«Женщина с колоколом 3», 1970
«Привязан за ноги к хвосту лошади», 1965
бумага, черный фломастер
«Мужская фигура с саблей, стоящая на лошади», 1965
бумага, черный фломастер
«Свесился с лошади.(Убит?)», 1965
бумага, черный фломастер
«Свесился с лошади. (Убит?). Вариант с пейзажем на заднем плане», 1965
бумага, черный фломастер
«Всадник в шляпе и два бойца в буденовках», без даты
бумага, карандаш
«Набросок фигур людей и свиньи в попоне», без даты
бумага, чернила, акварель
«Наброски», без даты
бумага, чернила, карандаш
«Набросок пары людей с лицами свиней», без даты
бумага, карандаш
«Набросок образа Ричарда Третьего», 1935
бумага, карандаш
«Набросок мужчины в шляпе и плиссированном воротнике», без даты
бумага, тушь
«Набросок женской фигуры в накидке», без даты
бумага, карандаш
«Набросок двух женских голов в профиль», без даты
бумага, карандаш
«Лист с 8-ю набросками сценической композиции театральной постановки», без даты
бумага, цветные карандаши
«Набросок фигуры бородатого мужчины», без даты
бумага, чернила
«Пейзажный набросок. Лодка на озере Сениж», 1977
бумага, тушь
«Пейзажный набросок. Дом отдыха на озере Сениж», 1977
бумага, тушь
«Пейзажный набросок. Озеро Сениж», 1977
бумага, тушь
«День Рождения 1», 1963
бумага тонированная, литография
«День Рождения 2», 1963
бумага тонированная, литография
«Прогулка по городу», 1963
бумага, литография
«Женская фигура с цветами», 1963
бумага, литография
«Кентавресса с бубном», 1964
бумага, литография
«Кентавресса с букетом», 1964
бумага, литография
«Коровий бал», 1964
«Серия «Расстрел голубя». лист 2. (Композиция с быком)», 1964
бумага, литография
«Серия «Расстрел голубя». лист 1», 1964
бумага, литография
«Серия «Расстрел голубя». лист 3. (фигура солдата на быке)», 1964
бумага, литография
«Серия «Казненный ангел». 1», 1964
бумага, литография
«Серия «Казненный ангел». 2», 1964
бумага, литография