Гончаров Андрей Дмитриевич

Андрей Дмитриевич Гончаров родился 9 (22 июня) 1903 года в Москве. Брал первые уроки по рисунку в частной студии К. Ф. Юона. В 1917—1919 годах учился в 59-й трудовой школе. В 1918 году поступил во вторые Государственные свободные художественные мастерские (бывшее Московское училище живописи, ваяния и зодчества), где сначала занимался в мастерской И. И. Машкова, а затем перешел в мастерскую А. В. Шевченко. В 1921 году поступил на графический факультет ВХУТЕМАСа, где учился по отделению гравюры на дереве у В. А. Фаворского.

С 1923 года постоянно работал иллюстратором в газетах, журналах, издательствах (Известия ЦИК, «Academia», «Молодая гвардия», ГИХЛ и др.). Участвовал в оформлении Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки.

В 1924 году впервые выставился на Первой дискуссионной выставке объединений активного революционного искусства (Москва, Тверская ул., 54) в составе «группы трех» с А. А. Дейнекой и Ю. И. Пименовым. С 1925 года член Общества станковистов (ОСТ).

В 1927 году с отличием окончил графический факультет ВХУТЕМАСа (ВХУТЕИНа) со званием художника-полиграфиста. Начал преподавать в изостудии Фрунзенского отдела народного образования Москвы, на этнологическом факультете МГУ имени М. В. Ломоносова. В 1928 году участвовал во Всесоюзной полиграфической выставке.

В 1929-1930 годах — доцент ленинградского ВХУТЕИНа. В 1930—1934 годах — доцент МПИ. В 1934—1938 годах — доцент МГАХИ имени В. И .Сурикова.

Во время Великой Отечественной войны (1941—1945) служил в рядах РККА. Работал выпускающим редактором и художником в журнале «Фронтовой юмор» (издание 3-го Белорусского фронта), а затем главным художником выставки «Политработа в частях 3-го Белорусского фронта».

В 1947—1948 годах преподавал в Московском центральном художественно-промышленном училище на факультете монументальной живописи. В 1948—1979 годах преподавал в Московском полиграфическом институте, где с 1950 по 1974 год заведовал кафедрой рисунка и живописи.

В 1958 году Гончарову присвоено звание профессора.

В 1959 году Гончаров создал четыре главных панно для советской выставки в Нью-Йорке.

В 1960 году вышла в свет книга А. Д. Гончарова «Об искусстве графики», а в 1964 году — книга «Художник и книга».

В 1971—1979 годах Гончаров занимал пост председателя жюри Всесоюзного ежегодного конкурса «Искусство книги». Член-корреспондент АХ СССР (1973).

А. Д. Гончаров умер 6 июня 1979 года в Москве.

События с участием персоны

Серия «Эскизы театральных костюмов»

«Эскизы костюмов к оформлению спектакля “Пиквикский клуб” (по роману Ч.Диккенса). Инсценировка Н.Венкстерн. Большой драматический театр. Казань. (Постановка не осуществлена)», 1947
бумага, гуашь 31.7×19.9 см.
«Эскизы костюмов к оформлению спектакля “Пиквикский клуб” (по роману Ч.Диккенса). Инсценировка Н.Венкстерн. Большой драматический театр. Казань. (Постановка не осуществлена)», 1947
бумага, гуашь, тушь, перо 26.7×38.9 см.
«Эскизы костюмов к оформлению спектакля “Пиквикский клуб” (по роману Ч.Диккенса). Инсценировка Н.Венкстерн. Большой драматический театр. Казань. (Постановка не осуществлена)», 1947
бумага, гуашь, тушь, перо 26.9×39.4 см.
«Эскизы костюмов к оформлению спектакля “Пиквикский клуб” (по роману Ч.Диккенса). Инсценировка Н.Венкстерн. Большой драматический театр. Казань. (Постановка не осуществлена)», 1947
бумага, гуашь, тушь, перо 28×35.7 см.
«Эскизы костюмов к оформлению спектакля “Пиквикский клуб” (по роману Ч.Диккенса). Инсценировка Н.Венкстерн. Большой драматический театр. Казань. (Постановка не осуществлена)», 1947
бумага, гуашь 31.6×44 см.
«Эскиз костюма к оформлению балета «Ванина Ванини». Музыка Н. Каретникова, постановка Н. Касаткиной и В. Василёва. Государственный Большой театр, Москва», 1962
бумага, смешанная техника 39.5×28 см.
«Эскиз костюма к оформлению балета «Ванина Ванини». Музыка Н. Каретникова, постановка Н. Касаткиной и В. Василёва. Государственный Большой театр, Москва», 1962
бумага, смешанная техника 39.6×28 см.
«Эскиз костюма к оформлению балета «Ванина Ванини». Музыка Н. Каретникова, постановка Н. Касаткиной и В. Василёва. Государственный Большой театр, Москва», 1962
бумага, смешанная техника 39.4×28 см.
«Эскиз костюма к оформлению балета «Ванина Ванини». Музыка Н. Каретникова, постановка Н. Касаткиной и В. Василёва. Государственный Большой театр, Москва», 1962
бумага, смешанная техника 39.5×28 см.
«Эскиз костюма к оформлению балета «Ванина Ванини». Музыка Н. Каретникова, постановка Н. Касаткиной и В. Василёва. Государственный Большой театр, Москва», 1962
бумага, смешанная техника 39.7×28 см.
«Эскизы костюмов к оформлению балета «Весна священная». Музыка И. Стравинского, постановка Н. Касаткиной и В. Василёва. Государственный Большой театр, Москва», 1965
бумага, смешанная техника 41×59.4 см.
«Эскизы костюмов к оформлению спектакля “Пиквикский клуб” (по роману Ч.Диккенса). Инсценировка Н.Венкстерн. Большой драматический театр. Казань. (Постановка не осуществлена)», 1947
бумага, гуашь, тушь, перо 27.4×59.2 см.
«Эскизы костюмов к оформлению спектакля “Пиквикский клуб” (по роману Ч.Диккенса). Инсценировка Н.Венкстерн. Большой драматический театр. Казань. (Постановка не осуществлена)», 1947
бумага, гуашь, тушь, перо 33.5×53.9 см.

Серия «Рисунки с натуры»

«В госпитале. За газетой», 1944
бумага, литография, акварель 28.8×34.7 см.
«В поезде », 1944
бумага, литография 25.7×29 см.
«Пейзаж. Каунас», 1944
бумага, литография 34.4×26 см.
«В госпитале. За газетой», 1944
бумага, литография, акварель 31.3×40.3 см.
«В полевом госпитале», 1944
бумага, литография 32×57.3 см.
«Фронтовая аптека», 1944
бумага, литография 35×25 см.
«Лесная дорога», 1944
бумага, акварель 30×42.3 см.
«Игра на гитаре», 1944
бумага, акварель 36.8×50.6 см.
«Восточная Пруссия. Весна», 1944
бумага, акварель 51.1×37.1 см.
«Мужской портрет», 1944
бумага, акварель 50.7×37 см.
«Таллин. Старый город», 1947
бумага, акварель 48.8×39.2 см.
«Восточная Пруссия. Вода», 1944
бумага, акварель 37×51 см.
«Восточная Пруссия. Вечер», 1944
бумага, акварель 36.9×48.6 см.
«Полдень», 1944
бумага, акварель 32.7×49.1 см.
«Натурщица», 1960-е
бумага, карандаш 36×26.5 см.
«Натурщик», 1950
бумага, карандаш 36.4×26.6 см.
«Постановка с обнажённой», 1950
бумага, карандаш 31×47.2 см.
«Лежащая натурщица № 2», 1960-е
бумага, карандаш 35×50 см.
«Спящая», 1946
бумага, карандаш 32×36.2 см.
«В кресле», 1946
бумага, карандаш 29.4×41.8 см.
«Портрет мальчика», 1938
бумага, карандаш 34.5×43.7 см.
«В мастерской », 1944
бумага, карандаш 34.8×50 см.
«Мужчина на стуле», 1944
бумага, карандаш 50×34.8 см.
«Санитарка», 1945
бумага, карандаш 52×40 см.
«Портрет молодого солдата», 1945
бумага, карандаш 36×44.7 см.
«Мужчина на кушетке», 1944
бумага, карандаш 35×50 см.
«Южная улица»
бумага, карандаш 25.7×36.5 см.
«Летнее чтение», 1972
бумага, фломастер 29.3×42 см.
«Урок музыки», 1973
бумага, фломастер 29.7×43.9 см.
«Наташа на ковре», 1945
бумага, карандаш 27.3×39.7 см.
«Друзья», 1952
бумага, карандаш 28.7×40.7 см.
«Юра в феске», 1929
бумага, карандаш 28×20.5 см.
«Гаммы», 1975
бумага, карандаш 28.2×42.5 см.
«Читающий Миша», 1938
бумага, цветные карандаши 27.5×36 см.
«Улица вдоль берега», 1935
бумага, карандаш 31.3×45 см.
«Лежащая натурщица», 1960-е
бумага, карандаш 35.9×52.2 см.

Серия «Иллюстрации»

«Иллюстрация к драматической трилогии А.В.Сухово-Кобылина. «Свадьба Кречинского», «Дело», «Смерть Тарелкина»», 1971
бумага, ксилография 17×14.8 см.
«Иллюстрация к драматической трилогии А.В.Сухово-Кобылина. «Свадьба Кречинского», «Дело», «Смерть Тарелкина»», 1971
бумага, ксилография 17.5×14.8 см.
«Иллюстрация к драматической трилогии А.В.Сухово-Кобылина. «Свадьба Кречинского», «Дело», «Смерть Тарелкина»», 1971
бумага, ксилография 17.8×14.8 см.
«Иллюстрация к драматической трилогии А.В.Сухово-Кобылина. «Свадьба Кречинского», «Дело», «Смерть Тарелкина»», 1971
бумага, ксилография 18.3×16.1 см.
«Иллюстрация к драматической трилогии А.В.Сухово-Кобылина. «Свадьба Кречинского», «Дело», «Смерть Тарелкина»», 1971
бумага, ксилография 18.2×15 см.
«Иллюстрация к драматической трилогии А.В.Сухово-Кобылина. «Свадьба Кречинского», «Дело», «Смерть Тарелкина»», 1971
бумага, ксилография 17.3×14.1 см.
«Иллюстрация к роману Т. Смоллета «Приключения Перигрина Пикля»», 1934
бумага, ксилография 17.4×12 см.
«Иллюстрация к роману Т. Смоллета «Приключения Перигрина Пикля»», 1934
бумага, ксилография 14.1×10.8 см.
«Иллюстрация к роману Т. Смоллета «Приключения Перигрина Пикля»», 1934
бумага, ксилография 13.4×9.6 см.
«Иллюстрация к роману Т. Смоллета «Приключения Перигрина Пикля»», 1934
бумага, ксилография 18.6×11.8 см.
«Иллюстрация к роману Т. Смоллета «Приключения Перигрина Пикля»», 1934
бумага, ксилография 18.9×11.7 см.
«Иллюстрация к роману Т. Смоллета «Приключения Перигрина Пикля»», 1934
бумага, ксилография 18.8×11.6 см.
«Иллюстрация к роману Т. Смоллета «Приключения Перигрина Пикля»», 1934
бумага, ксилография 17.4×11.8 см.
«Иллюстрация к роману Т. Смоллета «Приключения Перигрина Пикля»», 1934
бумага, ксилография 18.6×11.8 см.
«Эскиз суперобложки к сборнику Д. Китса. «Лирика»», 1977
бумага, ксилография 23.4×37 см.
«Эскиз суперобложки к сборнику «Поэзия кубинского романтизма»», 1969
бумага, ксилография 21.1×29.2 см.
«Эскиз суперобложки к сборнику стихов Цао Чжи. «Семь печалей»», 1972
бумага, ксилография 20.9×29.8 см.
«Эскиз суперобложки к роману Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы». Портрет Достоевского», 1962
бумага, печать 20.5×45.8 см.
«Эскиз суперобложки к сборнику А.Н.Островского «Пьесы»», 1973
бумага, ксилография 20×43.3 см.
«Эскиз суперобложки к роману Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы». Портрет Достоевского», 1962
бумага, литография 21.2×47.7 см.
«Эскиз суперобложки к сборнику рассказов В. Иванова», 1962
бумага, смешанная техника 23.8×43.6 см.
«Эскиз суперобложки к сборнику Э. Багрицкого «Стихи и поэмы»», 1975
бумага, гуашь, фломастер 20.2×37 см.
«Иллюстрация к сборнику «Романсеро». Исторические романсы», 1969
бумага, печать 24.3×30 см.
«Эскиз суперобложки к сборнику Луиса де Камоэнса «Лирика»», 1978
бумага, печать 23.6×31.1 см.
«Эскиз суперобложки к сборнику В. Маяковского «Лирика»», 1966
бумага, ксилография 22.8×27.5 см.
«Эскиз суперобложки к сборнику Дж. Боккаччо «Малые произведения»», 1973
бумага, печать 31×50 см.
«Эскиз суперобложки к книге Платона «Избранные диалоги»», 1964
бумага, смешанная техника 26.3×36.5 см.
«Эскиз суперобложки к книге Платона «Избранные диалоги»», 1964
бумага, смешанная техника 25.2×39.6 см.
««1-е Мая», иллюстрация для газеты «Известия ВЦИК». Совместно с Г.А.Ечеистовым.», 1934
бумага, печать 31×34.3 см.
««1-е Мая», иллюстрация для газеты «Известия ВЦИК». Совместно с Г.А.Ечеистовым. «Встреча челюскинцев»», 1934
бумага, печать 24.2×49.4 см.
«Иллюстрация для газеты «Известия ВЦИК». Совместно с Г.А.Ечеистовым. «Ленин – вождь». Иллюстрация для газеты «Известия ВЦИК» совместно с Г.А.Ечеистовым «1917-1934»», 1934
бумага, печать 19×11 см.
«Суперобложка к сборнику «Романсеро». Исторические романсы», 1978
бумага, ксилография 19.6×33.6 см.
«Второй форзац к поэме Гомера «Илиада»», 1935
бумага, ксилография 17×35 см.
«Первый форзац к поэме Гомера «Одиссея»», 1935
бумага, ксилография 17.8×34.8 см.
«Второй форзац к поэме Гомера «Одиссея»», 1935
бумага, ксилография 16.8×34.8 см.
«Первый форзац к поэме Гомера «Илиада»», 1935
бумага, ксилография 17.2×34.8 см.

Серия «Живопись»

«Интерьер. В кресле с собакой», 1971
холст, масло 140×100 см.
«Андрюша слушает лес», 1974
холст, масло 80×60 см.
«Пейзаж. Верхушки сосен», 1978
холст, масло 80×60 см.
«Цветы», 1978
холст, масло 80×60 см.
«Лес. Утро. Дзинтари», 1957
холст, масло 80×60 см.
«Материнство», 1961
холст, масло 110×80 см.