Кондратьев Павел Михайлович

(1902 — 1985 гг) Советский художник, живописец, график.
Работал в детских книжных издательствах. Член графической секции ЛОСХа с 1934 года.

Начал заниматься живописью в изостудии пролеткульта в Рыбинске, параллельно работал хранителем в Рыбинском историко-художественном музее. В 1921 году поступил в Петроградские Высшие мастерские декоративно-прикладного искусства (бывшее Училище барона Штиглица), учился у А. Е. Карева, с 1922 – во ВХУТЕМАСе –ВХУТЕИНе (Петроград–Ленинград) – у А. И. Савинова и у М. В. Матюшина.

С 1925 года начал посещать занятия у П. Н. Филонова. Начиная с середины 1920-х годов и в период 1930-х годов Павел Кондратьев был постоянным, и в буквальном, и переносном смыслах, жителем дома Алисы Порет. Член коллектива МАИ (1927–1932), непосредственный участник знакового события в жизни творческого объединения – работа над росписями и участие в выставке «Дома печати» (1927).

С 1932 года, не прерывая связи с Павлом Филоновым, работал под руководством Казимира Малевича, занимался проблемами живописи вместе с его учениками. Павел Михайлович Кондратьев оказался одним из немногих, кому посчастливилось напрямую соприкоснуться и пройти школу великих мастеров русского авангарда – Матюшина, Филонова, Малевича.

В начале войны был командирован в распоряжение штаба ВВС Краснознаменного Балтийского флота для маскировочных работ. Осенью вернулся в Ленинград, пережил первую блокадную зиму; лето 1942 года провел в эвакуации на Алтае. Начальник маскировочной службы авиабазы ВВС (1942–1945), после войны вернулся в Ленинград.

В 1953 году Кондратьева командировали на Чукотку, художник участвовал в создании учебников для малых народов Севера. С 1960-х – возобновил работу над пластическими проблемами живописи. Началось постоянное общение с Т. Н. Глебовой и В. В. Стерлиговым. Общался с художникам нового поколения, передавал им знания и опыт, многие из которых стали не только его учениками, но и единомышленниками.

Преданный друг и поклонник А. Порет, он был связан с кругом ее друзей, особенно с Т. Н. Глебовой, Д. И. Хармсом и всеми обэриутами. Павел Кондратьев – не только автор иллюстраций их произведений, но и герой записных книжек, дневников, воспоминаний и сочинений. Дружеские отношения Хармса с Кондратьевым позволили ему неоднократно наделить фамилией художника персонажей своих произведений.

В Ленинграде в Доме писателей состоялась первая персональная выставка художника (1981). В 1985 – посмертная персональная выставка в ЛОСХе. Живописные и графические произведения П. М. Кондратьева находятся в собраниях Русского музея, Рыбинском историко-художественном музее. В Ярославском художественном музее сформирована коллекция произведений Кондратьева, включающая 84 живописных и более 350 графических работ, представляющих творчество художника с 1920-х годов.

Серия «Обложки журнала «Костёр»»

«Иллюстрация для журнала «Костёр»», 1957
14.7×20.5 см.