Филипповский Григорий Георгиевич

— русский, советский художник и график. (1909-1987).

Родился в Минске, в семье бухгалтера и медсестры. Учась в школе, был активным общественником, вступил в комсомол и здесь проявились его пристрастия и интересы: книги, редколлегии, просветительская работа, изокружки. Благодаря этой активной работе, по направлению Наркомпроса, отправляется на учебу в знаменитый ВХУТЕМАС. И уже на 3-ем курсе состоялся дебют художника- в журнале «Красная нива» за 1928год.

Знакомство с А.М. Эфросом, первая работа над только, что написанной книгой А.К. Виноградова «Три цвета времени» и вскоре он становится художником известнейшего издательства «Академия». В списке его работ появляются Р. Джаваньоли, В. Шекспир, П. Скаррона. В 1934-1937 его работы начинают приобретать крупнейшие музейные хранилища.

И тут 1938: издательство «Академия» ликвидировано, а Филипповский арестован и получает срок. Впереди лагеря Коми АССР. Письма, кассации- все в пустую. Впереди лагерная жизнь. Благодаря рекомендациям и запросов друзей, ему удается стать «лагерным художником», а это стенгазеты, портреты известных людей, лозунги и оформление декораций, и изредка- пейзажи по заказу начальства.

Начавшаяся война породила надежду, возьмут в армию, но состояние здоровья, похоронило ее. Но это не избавило его от участи стать чернорабочим на стройке эвакуированного завода. Кстати не надолго, опять понадобился для написания лозунгов и плакатов. Всю зиму 1941-1942 проработал чертежником, пришлось писать много шрифтов и он, с радостью отмечал, что наконец-то научился их писать. В каждом плохом, есть доля хорошего.

Наконец ему повезло. Приехавший в лагеря, директор Сыктывкарского театра в поиске актеров, наткнулся на него и благодаря этому в 1944 он становится художником этого театра. Его работы по оформлению спектаклей были замечены и получили восторженные отклики.

В 1947г. — возвращение в Москву и здесь, началась новая, ярчайшая вспышка в творчестве художника. Огромный массив работы в теме иллюстрирования: Бальзак, Флобер, Мольер, Диккенс, Короленко, Золя и многие другие. А еще работа в журналах «Вокруг света», «Огонек», «Знание-сила», «Пионер». Казалось, все то, что задумывалось, мечталось, за те 10 лет вынужденного простоя выплеснулось, вырвалось на листы бумаги и полотна.

Наследие Филипповского, столь необозримо велико, что до сих пор не освоено и не изучено. Вышедшие книги, журналы- это только верхушка айсберга его творчества. Многое то, что им написано и не издано, почти не выставлялось. Даже персональная выставка в Государственном Литературном музее в 2003 не охватила его творчества полностью.

События с участием персоны

прошедшие

Работы

«Иллюстрация к роману Б. Пильняка «Голый год»», 1969
бумага, гуашь 42.5×61.5 см.
«Иллюстрация к роману Б. Пильняка «Голый год»», 1969
Бумага, гуашь 44×60.5 см.
«Иллюстрация к роману Б. Пильняка «Голый год»», 1969
бумага, гуашь 44×60.5 см.
«Гость на свадьбе. Иллюстрация к книге И. Бабеля «Одесские рассказы»», 1930
бумага, тушь, перо 40×28.5 см.
«Любка Казак. Иллюстрация к книге И. Бабеля «Одесские рассказы»», 1930
бумага, тушь, перо 42×29.2 см.
«Тётя Песя. Иллюстрация к книге И. Бабеля «Одесские рассказы»», 1930
бумага, тушь, перо 42×29.2 см.
«Тартаковский. Иллюстрация к книге И. Бабеля «Одесские рассказы»», 1930
бумага, тушь, перо 42×29.5 см.
«Иллюстрация к роману А. Франса «Преступление Сильвестра Бонара»», 1954
бумага, акварель 33.3×26.5 см.
«Иллюстрация к роману А. Франса «Преступление Сильвестра Бонара»», 1957—1958
бумага, акварель, гуашь 46.8×33.4 см.
«Белинский в Москве, на Полянке. Иллюстрация к повести Л. Славина «Неистовый»», 1972
бумага, гуашь 44×33.4 см.
«Белинский за работой. Иллюстрация к повести Л. Славина «Неистовый»», 1972
бумага, гуашь 44×33.3 см.
«Обложка к книге А. Франса «Современная история»», 1956—1957
бумага, акварель, гуашь 27.6×18.5 см.
«Иллюстрация к книге А. Франса «Современная история»», 1956—1957
бумага, тушь, перо 14.5×6.3 см.
«Иллюстрация к книге А. Франса «Современная история»», 1956—1957
бумага, тушь, перо 25.5×17 см.
«Иллюстрация к книге А. Франса «Современная история»», 1956—1957
бумага, тушь, перо 26×17.3 см.
«Иллюстрация к книге А. Франса «Современная история»», 1956—1957
бумага, тушь, перо 6.5×13.8 см.
«Частный пристав. Иллюстрация к пьесе А. Сухово-Кобылина «Смерть Тарелкина»», 1936
бумага, уголь, акварель 37.5×24.4 см.
«Расплюев. Иллюстрация к пьесе А. Сухово-Кобылина «Смерть Тарелкина»», 1936
бумага, тушь 48.5×35 см.
«Качала и Шатала (полицейские солдаты). Иллюстрация к пьесе А. Сухово-Кобылина «Смерть Тарелкина»», 1936
бумага, акварель, тушь 43×30.5 см.
«Брандахлыстова (прачка). Иллюстрация к пьесе А. Сухово-Кобылина «Смерть Тарелкина»», 1936
бумага, акварель, уголь 28×23 см.
«Брандахлыстова (прачка). Иллюстрация к пьесе А. Сухово-Кобылина «Смерть Тарелкина»», 1936
бумага, уголь, акварель 41×29 см.
«Помещик Иванкин. Иллюстрация к пьесе А. Сухово-Кобылина «Смерть Тарелкина»», 1936
бумага, уголь, акварель 29×22 см.
«Обложка к сказке Э. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король»», 1956
бумага, акварель, тушь, гуашь 31.2×24.5 см.
«Титул к сказке Э. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король»», 1956
бумага, тушь, перо 29×22.3 см.
«Иллюстрация к сказке Э. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король»», 1956
бумага, акварель, тушь 29×23 см.
«Иллюстрация к сказке Э. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король»», 1956
бумага, акварель, тушь 28.5×22.5 см.
«Иллюстрация к сказке Э. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король»», 1956
бумага, акварель, тушь 29×23 см.
«Четвёртая сторона обложки к сказке Э. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король»», 1955
бумага, акварель, тушь 29×23 см.
«Иллюстрация к сказке Э. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король»», 1956
бумага, акварель, тушь 29×23 см.
«Обложка к книге Мольера «Избранные комедии»», 1952
бумага, акварель, тушь 32×17.5 см.
«Титул к книге Мольера «Избранные комедии»», 1952
бумага, тушь, перо 30×20.3 см.
«Иллюстрация к книге Мольера «Избранные комедии»», 1952
бумага, тушь 34×25.5 см.
«Титул к книге А. Куприна «Рассказы о цирке»», 1958
бумага, тушь, перо 23.2×14.7 см.
«Иллюстрация к книге А. Куприна «Рассказы о цирке»», 1958
бумага, тушь, перо 12.5×18.5 см.
«Иллюстрация к книге А. Куприна «Рассказы о цирке»», 1958
бумага, тушь, перо 12.5×10 см.
«Иллюстрация к книге А. Куприна «Рассказы о цирке»», 1958
бумага, тушь, перо 16.5×19 см.
«Иллюстрация к книге А. Куприна «Рассказы о цирке»», 1958
бумага, тушь, перо 25.8×17.5 см.
«Обложка к книге Н. Гарина «Детство Тёмы»», 1949
бумага, гуашь, тушь 26×20.5 см.
«Обложка к книге Н. Гарина «Детство Тёмы»», 1948
бумага, гуашь, тушь, аппликация 22×16.2 см.
«Иллюстрация к книге Н. Гарина «Детство Тёмы»», 1948—1949
бумага, уголь, белила 26×19 см.
«Иллюстрация к книге Н. Гарина «Детство Тёмы»», 1948—1949
бумага, уголь, белила 25.5×19 см.
«Иллюстрация к книге Н. Гарина «Детство Тёмы»», 1948—1949
бумага, уголь, белила 25.8×18 см.
«Иллюстрация к книге Н. Гарина «Детство Тёмы»», 1948—1949
бумага, уголь, белила 26.8×18.8 см.
«Обложка к арабской сказке «Синдбад-мореход»», 1955
бумага, акварель, тушь, белила 23.2×15 см.
«Иллюстрация к арабской сказке «Синдбад-мореход»», 1955
бумага, тушь, перо 8×10.8 см.
«Иллюстрация к арабской сказке «Синдбад-мореход»», 1955
бумага, тушь, перо 6.3×7.8 см.
«Иллюстрация к арабской сказке «Синдбад-мореход»», 1955
бумага, тушь, перо 17×11 см.
«Иллюстрация к арабской сказке «Синдбад-мореход»», 1955
бумага, тушь, перо 17.2×11 см.
«Обложка к пьесе У. Шекспира «Гамлет»», 1950-е
бумага, акварель, гуашь 21×13.5 см.
«Иллюстрация к пьесе У. Шекспира «Гамлет»», 1950-е
бумага, тушь, перо 14.5×11 см.
«Иллюстрация к пьесе У. Шекспира «Гамлет»», 1950-е
бумага, тушь, перо 16.5×20.3 см.
«Иллюстрация к повести Ги де Мопассана «Пышка»», 1950-е
бумага, акварель, тушь 23×19 см.
«Иллюстрации к книге М. Лобату «Сказки тётушки Настасии»», 1958
бумага, акварель, тушь 30×22 см.
«Иллюстрации к книге М. Лобату «Сказки тётушки Настасии»», 1958
бумага, акварель, тушь 29.5×22 см.
«Эскиз обложки к книге А. Доде «Тартарен из Тараскона»», 1941
бумага, акварель, тушь 49.5×36 см.